Информационная карта программы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Полное название Комплексная программа
летнего экологического
программы
оздоровительного лагеря «Планета детства» с дневным
пребыванием детей на базе МБОУ «Кайбальская СШ»
Направление
данная программа является комплексной и включает в себя
программы
разноплановую деятельность, объединяет различные
направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в
условиях оздоровительного лагеря.
Сроки
1 смена - 26.05.25 - 23.06.25
проведения,
количество смен
Основной состав учащиеся образовательного учреждения в возрасте 6,6 - 11
лагеря:
лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям
из малообеспеченных, неполных семей, а также детям,
находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность
воспитанников во время лагерной смены осуществляется в
разновозрастных отрядах до 17 человек.
Программа разработана с учетом следующих
законодательных нормативно-правовых документов:
– Конвенция ООН о правах ребенка;
– Конституция РФ;
– Закон РФ «Об образовании»;
– Федеральный закон «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
Финансовое
обеспечение
программы:
Кадровое
обеспечение
программы:
Адрес, телефон
Ф.И.О.
руководителя
организации
Место
реализации
программа финансируется из средств фонда социального
страхования, бюджетных средств, родительских средств.
начальник лагеря, воспитатель, фельдшер ФАПа, повар,
завхоз, технический персонал.
655666, Хакасия Респ, Алтайский р-н, Кайбалы д,
Проспектный пер, здание № 1А, +7 (39041) 3-30-99
Николаюк Елизавета Алексеевна
Летний эколого- оздоровительный лагерь с дневным
пребыванием в МБОУ «Кайбальская СШ»
Пояснительная записка
Лето – это пора каникул, время, когда детям необходимо реализовать свою
двигательную активность, недостаток которой накапливается за время
учебного года. Летние каникулы составляют значительную часть объема
свободного времени школьников и являются наиболее благоприятным
периодом для организации досуга детей, укрепления их физического,
психологического и «творческого» здоровья. Летом дети растут, становятся
лучше. Надо только помочь им в этом. Как известно, лучший способ сделать
отдых ярким, полезным и незабываемым – это отправиться в путешествие и
окунуться в мир живой природы. Любое путешествие сопряжено с
приключениями и, самое главное, с открытиями, которые, как волшебные
двери, открывают перед детьми новые грани окружающего мира. Но самые
главные открытия – это те, которые происходят внутри каждого из детей.
Именно они оказывают влияние на формирование личности и ее качеств. С
целью организации летнего отдыха детей, на базе МБОУ «КАЙБАЛЬСКАЯ
СШ» организуется детский лагерь «Планета детства» с дневным
пребыванием детей.
Актуальность программы заключается в том, что современное
экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения,
воспитания и развития, направленный на формирование общей
экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На
современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком
выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем
будущем не научаться бережно относиться к природе, они погубят себя. А
для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И
начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста,
так как в это время приобретённые знания могут в дальнейшем
преобразоваться в прочные убеждения.
Без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле была бы невозможна. Трудно
представить, чтобы всё вокруг исчезло, как случилось со многими видами
растений и животных. Однако каждый должен помнить, что и вода, и почва,
и воздух могут поменять своё качество. Люди в результате производственной
деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих важнейших
составных природы.
Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии
с окружающим миром и самим собой.
Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей
принадлежности к окружающему миру, единства с ним, осознание
необходимости принять на себя ответственность за осуществление
самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в
этот процесс.
Нужно задуматься о том, как же сохранить эту планету такой, в которой
люди могли бы существовать; условия, которой оставались пригодными для
жизни.
Детям необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе,
в людях, в творениях рук человеческих.
Экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и
необходимость вести с детьми природоохранительную работу.
Чтобы решать экологические проблемы Земли, сначала нужно изучить
экологическую обстановку родного края и научиться бережно относиться к
его природе. Поэтому немаловажно для растущего человека понятие «малая
родина»: его родной дом и школа, родители и друзья, природа родного края.
Любовь к малой родине начинается с впечатлений, полученных от встреч с
природой во время походов, экскурсий, просмотров фильмов, рассказов об
истории края, народных традициях, обычаях, легендах. Воспитывая любовь к
Родине и природе,
мы воспитываем патриотов, воздействуем на
формирование жизненных идеалов, помогаем найти образы для подражания.
Цель реализации программы - создание условий для включения детей в
социально значимую, творческую деятельность, формируя у них чувство
ответственного отношения к окружающей среде, к сохранению своего
здоровья, готовых к практической деятельности, к пропаганде
экологических идей, к защите и охране природы.
Задачи:
• создать оптимальные условия для отдыха и укрепления здоровья детей,
для разностороннего развития личности и раскрытия творческого
потенциала ребёнка, его самореализации и самовыражения;
• расширить
и
углубить
знания
учащихся
по
предметам
естественнонаучного цикла и общих знаний о природе и взаимодействии
общества и природы; ряда основополагающих экологических понятий;
• формировать у школьников правильное экологическое сознание и
культуры поведения в природной среде;
• обеспечить более широкую и разнообразную практическую деятельность
учащихся по изучению и улучшению экологического состояния
окружающей среды;
• организовать работу школьников по экологическому и природоохранному
просвещению населения: «Будь Человеком, человек!»;
• воспитывать любовь к родному краю, патриотизм, бережное отношение к
природе, ответственность за судьбу малой родины;
• формировать у ребят интерес к истории родного края, уважение к
местным традициям, обычаям.
Программа летнего оздоровительного лагеря опирается на следующие
принципы:
Принцип гуманизации отношений.
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на
стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку,
родителям,
сотрудникам
лагеря
необходимо
психологическое
переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным
особенностям учащихся и типу ведущей деятельности.
Результатом
деятельности
воспитательного
характера
в
летнем
оздоровительном лагере является сотрудничество ребенка и взрослого,
которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой
личностью.
Принцип дифференциации воспитания.
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
• отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с
индивидуально-психологическими особенностями детей;
• создание возможности переключения с одного вида деятельности на
другой в рамках смены (дня);
• взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
• активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
• необходимо чёткое распределение времени на организацию
оздоровительной и воспитательной работы;
• оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть
комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной,
физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и
возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
• вариантности выбора способа реализации в различных видах
деятельности;
• сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
• постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом
изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
• грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать
лично меня»);
• грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит,
это доступно и нужно мне»);
• грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это
важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
• грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь
свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их
проблемы»);
• грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей
деятельности для других людей и для природы»).
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
• добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
• доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в
основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной
вере в достижении негативных последствий в процессе
педагогического воздействия;
• в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.
Объективные факторы работы
Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют
специфику её работы:
1. Временный характер детского объединения.
2. Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода
разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере
очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста
стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем
оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр
занятий.
3. Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности –
заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством
достижения последующего определённого положительного результата.
В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что
степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным
возможностям человека.
4. Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего,
подчас негативного, стереотипа поведения.
5. Природно-климатическая база – природное окружение, чистый воздух
является важной составляющей успеха лагеря.
6. Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование
природно-климатических факторов, рациональная организация всей
жизнедеятельности детей.
Этапы реализации программы
I этап. Подготовительный
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия летнего
оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону.
Деятельностью этого этапа является:
• проведение совещаний при директоре и заместителе директора по
воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
• издание приказа по школе о проведении летней кампании;
• разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей;
• подготовка методического материала для работников лагеря;
• отбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере;
• составление необходимой документации для деятельности лагеря
(план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап. Организационный
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
• встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских,
организаторских и творческих способностей;
• запуск программы;
• знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III этап. Практический
Основной деятельностью этого этапа является:
• реализация основной идеи смен;
• вовлечение детей в различные виды коллективно - творческих дел;
• работа творческих мастерских.
IV этап. Аналитический
Основной идеей этого этапа является:
• подведение итогов смены;
• выработка перспектив деятельности организации;
• анализ предложений, внесенных детьми, родителями, педагогами, по
деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Диагностика
Вводная
диагностика
Пошаговая
диагностика
Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений,
первичное выяснение психологического климата в детских
коллективах:
- анкетирование;
- беседы в отрядах;
- планерки администрации лагеря, воспитателей.
Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.
Беседы на отрядных сборах.
Итоговая
диагностика
Получение информации о самооценке учащихся и картины
эмоционального состояния детей.
Анкетирование
Творческий отзыв (рисунок « Вместе мы отряд»)
Беседы в отрядах
Цветопись
Условия реализации программы
1.Нормативно-правовые условия:
• Закон «Об образовании РФ»
• Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
• Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и
развития детей 30.09.1990г.
• Устав МБОУ «Кайбальская СШ»
• Положение о летнем оздоровительном лагере.
• Правила внутреннего распорядка летнего оздоровительного лагеря
дневного пребывания.
• Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
• Рекомендации
по
профилактике
детского
травматизма,
предупреждению несчастных случаев с детьми в летнем
оздоровительном лагере.
• Инструкции по организации и проведению экскурсий.
• Должностные инструкции работников.
• Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
• Заявления от родителей.
• Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
• Акт приемки лагеря.
• Планы работы.
•
2. Материально-технические условия предусматривают:
Применение
1
Кабинеты
2
Комната отдыха,
игровая комнаты
Источник
финансирования и
материальная база
3
Материальная база
школы.
Средства
на
закупку
канцелярских
Ответственные
4
Начальник лагеря,
воспитатели,
технический
персонал
Спортивный
зал
Спортивная
площадка
Школьный
двор
Школьная
библиотека
Школьная
столовая
Комнаты
гигиены
Занятия спортом,
состязания,
линейка (в случае
плохой погоды)
Линейка,
проведение
общелагерных игр
на воздухе,
спартакиады,
спортивные
состязания
Отрядные дела,
игры-путешествия
принадлежностей
для
творческих мастерских,
отрядных дел, подготовки
стендов и материалов для
конкурсов
Материальная база
Начальник лагеря,
школы
воспитатели,
технический
персонал
Материальная база
Начальник лагеря,
школы
воспитатели,
технический
персонал
Материальная база
школы
Воспитатели,
администрация
лагеря
Библиотекарь
Литература для
педагогов и детей
лагеря
Завтрак, обед
Материальная база
школы
Туалеты,
санитарный уголок
Материальная база школы Начальник лагеря,
воспитатели,
технический
персонал
Областной бюджет
Повар
3. Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы
участвуют:
• начальник лагеря;
• воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);
• завхоз;
• повар
• технический персонал.
Межведомственное взаимодействие
В рамках программы летний оздоровительный лагерь с дневным
пребыванием организованный на базе МБОУ «Кайбальская СШ»
сотрудничает с:
•
•
•
•
•
•
Домом культуры
Сельской библиотекой;
ФАП;
Сотрудники ГАИ;
Сотрудники КДН;
Администрация белоярского сельсовета.
Методические условия предусматривают:
• наличие необходимой документации, программы, плана;
• проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала
лагерной смены;
• коллективные творческие дела;
• творческие мастерские;
• индивидуальная работа;
• тренинги;
• деловые и ролевые игры.
Методическое обеспечение программы:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с
новым материалом.
Словесные, настольно-печатные игры – организуются с целью
закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с
окружающим, продуктивные виды деятельности).
Подвижные игры – проводятся для смены деятельности на занятиях,
может и проводится и в конце занятия.
Целевые прогулки, экскурсии – проводятся с целью ознакомления с
окружающим миром.
Вопросы проблемного и исследовательского характера – используются
для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли,
делать выводы, вести наблюдения.
Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала.
Метод моделирования – используется для развития у детей умения
работать по схемам.
Инсценировки сказок – проводятся для ознакомления детей со сказкой,
снятия напряжения.
Проведение праздников – проводятся с целью закрепления материала и
создания положительных эмоций у детей.
Рисование: сюжетов национальных сказок, орнаментов - проводится с
целью развития памяти, воображения, мышления, закрепления
названий элементов орнаментов народов России.
•
Работа с семьей - проводится с целью привлечения родителей к
совместной деятельности: участие в викторинах, развлечениях,
семинарах, организация туристического похода, экскурсий.
Содержание программы. Направления и виды деятельности.
Данная программа направлена на реализацию следующих направлений
деятельности:
• физкультурно-оздоровительное;
• патриотическое;
• художественно – творческое;
• досуговое;
• трудовая деятельность.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Планируется:
• проведение работы по вовлечению детей в занятия физкультурой и
спортом, формированию здорового образа жизни, преодолению
вредных привычек, профилактике табакокурения, наркомании,
токсикомании;
• проведение утренней гимнастики на свежем воздухе;
• организация
на спортивной площадке и в спортивном зале
различных спортивных соревнований:
− «весёлые эстафеты»,
− спортивные конкурсы,
− первенство лагеря по игровым видам спорта: футбол, теннис,
дартс, шашки, пионербол,
− игры на воздухе,
− беседы по формированию здорового образа жизни,
− солнечные ванны (загорание).
Основные формы организации:
− утренняя гимнастика (зарядка);
− спортивная игры на спортивной площадке;
− подвижные игры на свежем воздухе;
− эстафеты.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10 минут: в хорошую
погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в спортивном зале. Одна из
задач данного режимного момента - создание положительного
эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные и спортивные игры, эстафеты включают все основные
физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию
хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них
таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а
коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Патриотическая деятельность
• Воспитание школьников гражданами своей Родины, знающими и
уважающими свои корни, культуру, традиции своей семьи, школы,
родного края; от воспитания любви к родной школе и отчему дому к
формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу
Родины;
• Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и
умений.
• Приобщение к духовным ценностям российской истории.
Формы организации патриотической деятельности:
− Интеллектуальный конкурс «Россия – Родина моя!»
− Подвижные народные игры (Лапта, городки);
− Отрядные часы, расширяющие кругозор детей, помогающие ребенку
осмыслить свое место в природе и усвоить такие ценности как
«Отечество», «Семья», «Родина».
− Творческие конкурсы
− Изобразительная деятельность
Художественно – творческая деятельность.
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в
которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения
удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным
назначением творческой деятельности в лагере является развитие
креативности детей и подростков.
Формы организации художественно-творческой деятельности:
− изобразительная деятельность
− конкурсные программы
− творческие конкурсы и игры
− игровые творческие программы
− праздники
− выставки
Досуговая деятельность
Досуговая деятельность – это процесс активного общения,
удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности,
интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его
характера. Организация досуговой деятельности детей – один из
компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период
пребывания его в лагере.
Виды досуговой деятельности:
− развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на
другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой
досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не
может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются:
экскурсии, спортивные соревнования, представления, прогулки;
− отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает
ощущение эмоционального подъема и возможности открытого
выражения своих чувств;
− творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности;
− общение является необходимым условием развития и формирования
личности, групп на основе общего интереса.
Трудовая деятельность
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные
педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью
передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия,
других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и
результатом труда.
Основные формы работы:
− бытовой самообслуживающий труд;
− общественно значимый труд (уборка прилегающей территории);
Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворение бытовых
потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых
усилий. Бытовой труд ребенка включает в себя уход за одеждой и обувью,
создание уюта в игровых комнатах;
Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по
лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории.
Критерии оценки эффективности функционирования
воспитательной программы
Критерии эффективности:
• Эмоциональное состояние детей;
• Личностный рост;
• Физическое и психологическое здоровье;
• Приобретение опыта общения со сверстниками;
• Самореализация в творческой и познавательной деятельности;
• Благоприятный психологический климат в детском и взрослом
коллективах
• Удовлетворенность детей.
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками
лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования.
Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет
организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм
обратной связи.
Мониторинг - карта - форма обратной связи, которая позволяет судить
об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня
отряды заполняют мониторинг - карты, записывая туда позитив и негатив за
день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги
анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной
связи.
Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для
того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в
лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, сделать
там запись может каждый.
Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного
роста участников смены. Рейтинг личностного роста - это сравнительная
оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела
коллектива.
Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где каждому
участнику по итогам дня присваивается не более 2-3 символов рейтинга.
Цветовая гамма:
красный - "лидер-организатор",
синий - "лидер-вдохновитель",
зелёный - "активный участник",
жёлтый - "исполнитель"
Участникам, набравшим 5-6 символов, присваивается звание,
соответствующее преобладающему цвету. По итогам смены они
награждаются грамотами и подарками.
Законы и правила лагеря «Планета детства»
Закон хозяина.
«Планета детства» - наш дом, мы хозяева в нем.
Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде
всего, от нас.
Закон точности.
Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое
дело должно начинаться и заканчиваться вовремя.
Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно
других.
Закон поднятых рук.
Наверху увидел руки – в зале тишина, ни звука.
Каждый в ответе за то, что с ним происходит.
Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только
хорошее.
Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.
Верь в себя и свои силы.
Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и
способности.
Режим дня летнего оздоровительного лагеря
«Планета детства»
Элементы режима дня
Сбор детей
Всем привет! Пора, пора!
Вас приветствуют, друзья!
Зарядка
Тут же по порядку
Все ребята на зарядку!
Утренняя линейка
Все ребята собрались?
На линейку становись!
Завтрак
Всем за стол! Узнать пора,
Чем побалуют повара.
Работа по плану отрядов
Кто куда…кто в поход,
(занятия по интересам,
Кто в цветник, на огород
познавательные игры,
Мы же в лес идём все
конкурсы, мероприятия,
вместе,
праздники, беседы, экскурсии, Ничего нет интересней
трудовой десант, кружки).
Загорай и закаляйся,
В быстрой речке
искупайся
Работа по плану отрядов,
Раз пришёл весёлый час,
работа кружков и секций,
То играют все у нас!
просмотр фильмов,
мультфильмов
Обед
За столом серьёзный вид,
Приналяжем и покажем,
Наш ребячий аппетит!
Занятия по интересам
Не грустят в семействе
(настольные игры, просмотры нашем
фильмов, мультфильмов,
Мы поём, играем, пляшем
подготовка к творческим
Все занятия хороши
мероприятиям.
Всё сумеем сделать мы!
Время
08:00 –09:30
09:00 – 09:15
09:15 – 09:30
09:30 – 10:00
10:00 – 11:00
11:00 – 12:00
13:00 – 13:40
13:40 – 14:00
План работы лагеря
Задачи:
• Создание условий для интересного, разнообразного, познавательного и
развивающего отдыха детей.
• Укрепление дружеских отношений в детском коллективе; развитие у
детей навыков работы в группе.
• Создание хорошего настроения, творческого подъема,
способствующего физическому и психическому здоровью детей.
• Выявление и развитие творческого потенциала ребёнка, включение его
в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность.
• Широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту,
создание в отряде стиля отношений подлинного сотрудничества,
содружества, сотворчества;
1 день
2 день
3 день
4 день
«День знакомств»
1. Встреча детей, создание отрядов, распределение
обязанностей.
2. Операция "Уют".
3. "Ярмарка идей" (обсуждение плана работы лагерной смены,
предложения и пожелания).
4. Минутки здоровья "Мой вес и мой рост".
5. Знакомство с техникой безопасности (дорога, лес, водоем,
территория лагеря).
6. Игра по ПДД «У светофора нет Каникул».
7. Театрализованная программа ко дню защиты детей "Веселые
экзамены"
8. Подготовка к открытию лагерной смены (творческие номера)
Открытие лагеря «Зелёный островок»
1. Беседа «Мы речь свою ведём о том, что вся Земля - наш
общий дом. Осторожно огонь»
2. Просмотр видеомультфильма " Волки и Овцы"
3. Викторина "Цветы и растения"
4. Веселыми тропинками лета (открытие смены) "Здравствуй,
лето! Здравствуй, лагерь!"
5.Час добрых дел: уборка мусора операция «Чистый двор», полив
цветов, высаживание саженцев в цветники и др.
6. Подвижные игры на воздух
"Зелёный островок"
1. Конкурсная программа "Вкусные истории"
2. Художественный конкурс "Эмблема отряда"
3. Игра "Сартинейджеры" на тему:"Здоровый образ жизни"
4. Игры на свежем воздухе
«День экологии»
5 день
6 день
7 день
8 день
9 день
10 день
1. Экологическая игра " Пойми меня
2. Экологический десант «А в нашем лагере» (конкурс плакатов)
3. Конкурсы песен, пословиц, поговорок о лесе, природе
«Природа - наш друг»
4. Игра по станциям «Экомарафон»
5. Подвижные игры на свежем воздухе
"День сказок Пушкина"
1. «Путешествие в Лукоморье» по творчеству А.С. Пушкина.
2. Театральные представления по сказкам Пушкина.
3. Конкурсная программа "Сказка в нашей жизни"
4. Подвижные игры на свежем воздухе
5. Минутки здоровья "Солнечный ожог. Первая помощь при
ожоге".
«День талантов»
1. «Давай докажем, что не зря на нас надеется Земля» - конкурс
рисунков на асфальте
2. Конкурс талантов «Минута славы»
3. Спортивные игры на свежем воздухе
"День земли"
1. «Перекресток безопасности на экологической тропе» - беседа
о ПДД.
2. Развлекательная программа "Спасение капитана
Тельняшкина"
2. .«В лесном царстве» - сбор природных материалов для
творческой мастерской
3. «В мастерской лесных гномов» - изготовление поделок из
природного материала
4. Игры на свежем воздухе
День путешествий"
1. Игра "Звездный час " по теме " Путешествие в мир животных"
2. Экологическая игровая программа "Лес живая память"
3. Занятие кружка «Чудесная мастерская».
4. Игры на свежем воздухе
"День фантазии и юмора"
1. Беседа «Смех – лучшее лекарство»
2. Шуточно-игровая программа «ШАР-АХ-ШОУ».
3. Шутки-минутки " Веселая Юморинка"
4. Игры на свежем воздухе
«День России»
1. Познавательная программа «История и природа нашей
области»
2. Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю тебя, Россия»
3. Музыкально - игровой праздник «Тебе, Россия, наш привет»
4. Игры на свежем воздухе
11 день
12 день
13 день
14 день
15 день
16 день
17 день
День "Хочу все знать"
1. Беседа «Лекарственные растения нашего края»
2. Биологический конкурс-эрудиции "Природа вокруг нас"
3. "Кто живет в лесу" - экологический поезд по станциям
4. Посадка, пересадка цветов на школьной клумбе.
5. Подвижные игры на свежем воздухе
«День Здоровья »
1. Беседа: “Чтоб здоровым, сильным быть, надо спорт любить”
2. Презентация: Знаменитые спортсмены России»
3. Игровой калейдоскоп:
− «Зов джунглей»;
− разучивание игры: «лапта»;
− турнир по настольному теннису.
4. Конкурс рисунков «Дети против наркотиков»
5. Игры на свежем воздухе
"Парад Загадок ,Викторин, Шарад"
1. Интеллектуальный экологический эрудит – марафон.
2. Сказочно-экологическая викторина
3. Игровая программа " Кто кого переговорит"(СДК)
4. Интелектуальная игра " Кладоискатели"
5. Подвижные игры на свежем воздухе
"День природы"
1. Беседа " Учиться у природы, беречь природу".
2. Туристическая игра "Топ-топ, топает турист".
3. Конкурс плакатов в защиту природы.
4. Театрализованное представление "Экологическая
сказка"(СДК)
5 .Игра "Поляна чудес"
6. Спортивные игры на свежем воздухе
"Банный день"
1. Игра "Банные сражения"
2. Подвижные игры с мячом
3. Занятия по интересам
4. Веселые игры на свежем воздухе
День семьи
1. Урок безопасности «Один дома…».
2. «Кто нас очень крепко любит?» - игровая программа
3. Конкурс «Семейные реликвии».
4. Выставка рисунков «Моя семья».
5. Игры на свежем воздухе
«День водных забав»
1. Минутка безопасности «Как вести себя на воде?
2. Игровая конкурсная программа "Водные забавы"
3. Конкурс рисунков и поделок "Морские обитатели"
18 день
19 день
20 день
21 день
4. Подвижные игры на свежем воздухе
«День памяти и скорби»
1. Митинг «Слава павшим героям»
2. Познавательная программа ко дню памяти и скорби "Однажды
много лет назад"(СДК)
3. Закрытие лагерной смены
4. Конкурс рисунков «А мы с тобой войны не знали»
5. Подвижные игры
1 Общелагерное мероприятие «Бенефис Баба-Яга»
2. Работа кружков.
1 Общелагерное мероприятие «Кладоискатель»
2. Работа кружков.
1 Общелагерное мероприятие «Шип-шип-шоу»
2. Работа кружков.
Ожидаемые результаты.
В ходе реализации данной программы ожидается:
Для детей и подростков:
• Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
• Укрепление физических и психологических сил детей, развитие
лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний,
развитие творческих способностей, детской самостоятельности и
самодеятельности.
• Получение участниками смен умений и навыков индивидуальной и
коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной
активности.
• Развитие коммуникативных навыков и умений работать в команде.
• Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в
социально-значимую деятельность.
• Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках
(разучивание песен, игр, составление проектов).
• Расширение кругозора детей.
• Повышение общей культуры учащихся, привитие им социальнонравственных норм.
• Повышение уровня экологической культуры (правильного поведения в
общении с природой).
• Формирование у школьников чувства гражданской ответственности за
экологическую обстановку своей «малой родины».
• Практическое участие школьников в решении экологических проблем
своего села.
• Личностный рост участников смены.
• Профилактика
детской
и
подростковой
безнадзорности
и
правонарушений в летний период.
Для педагогов:
• Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и
занятости детей в летний период.
• Повышение уровня педагогического мастерства.
Для родителей:
• Удовлетворённость родителей летним отдыхом дете
Список использованных источников
1. Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая
база) - Волгоград: Издательство «Учитель». 2006.
2. Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д:
Феникс. 2005. - 311с
3. Руденко В.И. Лучшие сценарии для летнего лагеря. – М., 2006 г.
4. Гончарова Е.И., Е.В.Савченко, О.Е. Жиренко. Школьный летний
лагерь. Москва «ВАКО» 2004 г
5. Сергей Афанасьев, Сергей Коморин. 300 конкурсов для ребят разного
возраста. - МЦ «Вариант», г. Кострома, 2000.
6. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков
здоровья, или Школа докторов природы (1 – 4 классы). – М.: ВАКО,
2008. – 288с.
7. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. – М.: ВЛАДОС,
1999. – 176с.
8. Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и
игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного
лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
9. Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
10.Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.