Основная образовательная программа начального общего образования 2024-20250001

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кайбальская средняя школа»

Утверждена приказом
МБОУ «Кайбальская
СШ» от 15.08. 2024 №
179а

Рассмотрена на Педагогическом совете
от 15. 08.2024, протокол № 10

Основная образовательная программа
начального общего образования
МБОУ «Кайбальская средняя школа»

Кайбалы 2024

СОДЕРЖАНИЕ
Наименование раздела
1
2
2.1.
2.2.
2.3.
3
3.1.
3.2.
3.3.
4
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
5
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
5.5.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения ООП НОО
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП
ООО
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (ссылка)
Программа формирования УУД
Рабочая программа воспитания (приложение)
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Учебный план (приложение)
Календарный учебный график (приложение)
План внеурочной деятельности (приложение)
Календарный план воспитательной работы (приложение)
Характеристика условий реализации программы
Кадровые условия
Психолого-педагогические условия
Финансово-экономические условия
Информационно-методические условия
Материально-технические условия

Номер страницы
3
4
4
7
8
15
15
15
21
21
21
21
21
21
22
23
24
25
25
26

I.

Общие положения

1. Основная образовательная программа начального общего образования (далее – ООП НОО) разработана в соответствии с

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённого приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 и федеральной основной общеобразовательной программой начального
общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 372.
2. Содержание ООП НОО представлено учебно-методической документацией (учебный план, календарный учебный график,
рабочие программы учебных предметов, курсов, иных компонентов, рабочая программа воспитания, календарный план
воспитательной работы), определяющей единые для Российской Федерации базовые объём и содержание образования уровня
начального общего образования, планируемые результаты освоения образовательной программы
3. ООП НОО включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
4. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП НОО, а также
способы определения достижения этих целей и результатов.
5. Целевой раздел ООП НОО включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.
6. Пояснительная записка целевого раздела ООП НОО раскрывает:
цели
реализации
ООП
НОО,
конкретизированные
в
соответствии
с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения обучающимися программы начального общего образования;
принципы формирования и механизмы реализации ООП НОО, в том числе посредством реализации индивидуальных
учебных планов;
общую характеристику ООП НОО.
6. Содержательный раздел ООП НОО включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных,
метапредметных и личностных результатов:
рабочие программы учебных предметов;
программу формирования универсальных учебных действий у учащихся;
рабочую программу воспитания.
7. Программы учебных предметов обеспечивают достижение планируемых результатов освоения ООП НОО и разработаны
на основе требований ФГОС НОО к результатам освоения программы начального общего образования.
8. Программа
формирования
универсальных
учебных
действий

у учащихся содержит:
описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
характеристики регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.
9. Сформированность универсальных учебных действий у учащихся определяется на этапе завершения ими освоения
программы начального общего образования.
10. Рабочая
программа
воспитания
направлена
на
сохранение
и
укрепление
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей,
к которым относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного
над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память
и преемственность поколений, единство народов России.
11. Рабочая программа воспитания направлена на развитие личности учащихся, в том числе укрепление психического
здоровья
и физическое воспитание, достижение ими результатов освоения программы начального общего образования.
12. Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
образовательной организацией совместно с семьей и другими институтами воспитания.
13. Организационный раздел ООП НОО определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также
организационные механизмы и условия реализации программы начального общего образования и включает:
учебный план;
календарный учебный график;
план внеурочной деятельности;
календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и мероприятий воспитательной направленности,
которые
организуются
и
проводятся
образовательной
организацией
или
в
которых
образовательная
организация
принимает
участие
в
учебном
году
или периоде обучения.
II. Целевой раздел
2.1. Пояснительная записка.
2.1.1. ООП НОО является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также
регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете
установленного ФГОС НОО соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного

процесса.
2.1.2. Целями реализации ООП НОО являются:
обеспечение реализации конституционного права каждого гражданина Российской Федерации на получение качественного
образования, включающего обучение, развитие и воспитание каждого учащегося;
развитие
единого
образовательного
пространства
Российской
Федерации
на основе общих принципов формирования содержания обучения и воспитания, организации образовательного процесса;
организация
образовательного
процесса
с
учётом
целей,
содержания
и
планируемых
результатов
начального
общего
образования,
отражённых
в ФГОС НОО;
создание условий для свободного развития каждого учащегося с учётом его потребностей, возможностей и стремления к
самореализации;
организация деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов для
одарённых,
успешных
учащихся
и
(или)
для
детей
социальных
групп,
нуждающихся
в особом внимании и поддержке.
2.1.3. Достижение поставленных целей реализации ООП НОО предусматривает решение следующих основных задач:
формирование общей культуры, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание, интеллектуальное
развитие, становление творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимися целевых установок, приобретению знаний, умений,
навыков, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями
учащегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
достижение планируемых результатов освоения ООП НОО всеми учащимися, в том числе учащимися с ограниченными
возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ);
обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
выявление и развитие способностей учащихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему
клубов,
секций,
студий
и других, организацию общественно полезной деятельности;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской
деятельности;
участие учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии

социальной среды образовательной организации.
2.1.4. ООП НОО учитывает следующие принципы:
1) принцип учёта ФГОС НОО: ООП НОО базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС НОО к целям, содержанию,
планируемым
результатам
и условиям обучения на уровне начального общего образования;
2) принцип учёта языка обучения: с учётом условий функционирования образовательной организации ООП НОО
характеризует право получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации
и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах, планах внеурочной деятельности;
3) принцип учёта ведущей деятельности учащегося: программа обеспечивает конструирование учебного процесса в
структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив,
цель, учебная
задача,
учебные
операции,
контроль и самоконтроль);
4) принцип индивидуализации обучения: программа предусматривает возможность и механизмы разработки
индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами
с учетом мнения родителей (законных представителей) учащегося;
5) принцип преемственности и перспективности: программа обеспечивает связь и динамику в формировании знаний, умений
и
способов
деятельности, а также успешную адаптацию
учащихся к обучению по образовательным программам основного общего образования, единые подходы
между
их
обучением и развитием на уровнях начального общего и основного общего
образования;
6) принцип интеграции обучения и воспитания: программа предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности,
разработку мероприятий, направленных на обогащение знаний, воспитание чувств и познавательных интересов учащихся,
нравственно-ценностного отношения к действительности;
7) принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование технологий,
которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью учащихся, приоритет использования
здоровьесберегающих педагогических технологий. Объём учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий
должны
соответствовать
требованиям,
предусмотренным
санитарными
правилами
и
нормами
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный
№
62296),

с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 декабря
2022 г. № 24 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2023 г., регистрационный № 72558),
действующими
до
1
марта
2027
г.
(далее – Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям
воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18
декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующими до 1 января 2027 г. (далее – Санитарно-эпидемиологические
требования).
2.1.5. ООП НОО учитывает возрастные и психологические особенности учащихся. Сроком освоения ООП НОО является
четыре
года.
Общий
объём
аудиторной
работы
учащихся
за
четыре
учебных
года
не может составлять менее 2954 академических часов и более 3345 академических часов в соответствии с требованиями к
организации
образовательного
процесса
к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями.
2.1.6. В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов учащихся могут разрабатываться индивидуальные
учебные планы,
в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке,
установленном локальными нормативными актами образовательной организации. При формировании индивидуальных учебных
планов, в том числе для ускоренного обучения, объём дневной и недельной учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных
мероприятий, расписание занятий, объём домашних заданий должны соответствовать требованиям, предусмотренным
Гигиеническими
нормативами
и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
2.2. Планируемые результаты освоения ООП НОО.
2.2.1. Планируемые результаты освоения ООП НОО соответствуют современным целям начального общего образования,
представленным во ФГОС НОО как система личностных, метапредметных и предметных достижений учащегося.
2.2.2. Личностные результаты освоения ООП НОО достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности
образовательной
организации
в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами
и
нормами
поведения
и
способствуют
процессам
самопознания,
самовоспитания
и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

2.2.3. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности познавательных, коммуникативных и
регулятивных универсальных
действий,
которые
обеспечивают
успешность
изучения
учебных
предметов,
а также становление способности к самообразованию и саморазвитию. В результате освоения содержания программы начального
общего образования обучающиеся овладевают рядом междисциплинарных понятий, а также различными знаково-символическими
средствами, которые помогают обучающимся применять знания, как в типовых, так и в новых, нестандартных учебных ситуациях.
2.3.
Система
оценки
достижения
планируемых
результатов
освоения
ООП НОО.
2.3.1. Основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки
учащихся, освоивших ООП НОО, является ФГОС НОО независимо от формы получения начального общего образования и формы
обучения. Таким образом, ФГОС НОО определяет основные требования к образовательным результатам учащихся и средствам
оценки
их достижения.
2.3.2. Система оценки достижения планируемых результатов (далее – система оценки) является частью системы оценки и
управления качеством
образования в образовательной организации и служит основой при
разработке образовательной организацией соответствующего локального акта.
2.3.3. Система
оценки
призвана
способствовать
поддержанию
единства
всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями
являются: ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО
и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
2.3.4. Основными
направлениями
и
целями
оценочной
деятельности
в образовательной организации являются:
оценка образовательных достижений учащихся на различных этапах обучения как основа их промежуточной и итоговой
аттестации, а также основа процедур внутреннего мониторинга образовательной организации, мониторинговых исследований
муниципального, регионального и федерального уровней;
оценка
результатов
деятельности
педагогических
работников
как основа аттестационных процедур;
оценка
результатов
деятельности
образовательной
организации
как основа аккредитационных процедур.
2.3.5. Основным
объектом
системы
оценки,
её
содержательной
и критериальной базой выступают требования ФГОС НОО, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения

обучающимися ООП НОО.
2.3.6. Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.
2.3.7. Внутренняя оценка включает:
стартовую диагностику;
текущую и тематическую оценки;
итоговую оценку;
промежуточную аттестацию;
психолого-педагогическое наблюдение;
внутренний мониторинг образовательных достижений учащихся.
2.3.8. Внешняя оценка включает:
независимую оценку качества подготовки учащихся;
итоговую аттестацию.
2.3.9. В соответствии с ФГОС НОО система оценки образовательной организации реализует системно-деятельностный,
уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений.
2.3.10. Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений учащихся проявляется в оценке
способности учащихся
к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также в оценке уровня функциональной грамотности учащихся.
Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения,
выраженные в деятельностной форме.
2.3.11. Уровневый подход к оценке образовательных достижений учащихся служит основой для организации
индивидуальной
работы
с
обучающимися.
Он
реализуется
как
по
отношению
к
содержанию
оценки,
так и к представлению и интерпретации результатов измерений.
2.3.12. Уровневый подход к оценке образовательных достижений учащихся реализуется за счёт фиксации различных уровней
достижения обучающимися планируемых результатов. Достижение базового уровня свидетельствует о способности учащихся
решать типовые учебные задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми обучающимися в ходе учебного процесса, выступает
достаточным для продолжения обучения и усвоения последующего учебного материала.
2.3.13. Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется через:
оценку предметных и метапредметных результатов;
использование комплекса оценочных процедур как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных
достижений
учащихся

и для итоговой оценки; использование контекстной информации (об особенностях учащихся, условиях и процессе обучения и
другие) для интерпретации полученных результатов в целях управления качеством образования;
использование разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга, в том числе оценок творческих
работ, наблюдения;
использование форм работы, обеспечивающих возможность включения учащихся в самостоятельную оценочную
деятельность (самоанализ, самооценка, взаимооценка);
использование
мониторинга
динамических
показателей
освоения
умений
и знаний, в том числе формируемых с использованием информационно-коммуникационных (цифровых) технологий.
2.3.14. Целью оценки личностных достижений учащихся является получение общего представления о воспитательной
деятельности образовательной организации и её влиянии на коллектив учащихся.
2.3.15. При оценке личностных результатов необходимо соблюдение этических норм и правил взаимодействия с
обучающимся с учётом его индивидуально-психологических особенностей развития.
2.3.16. Личностные достижения учащихся, освоивших ООП НОО, включают две группы результатов:
основы
российской
гражданской
идентичности,
ценностные
установки
и социально значимые качества личности;
готовность
учащихся
к
саморазвитию,
мотивация
к
познанию
и обучению, активное участие в социально значимой деятельности.
2.3.17. Учитывая особенности групп личностных результатов, учитель может осуществлять оценку только следующих
качеств:
наличие и характеристика мотива познания и учения;
наличие умений принимать и удерживать учебную задачу, планировать учебные действия;
способность осуществлять самоконтроль и самооценку.
Диагностические задания, устанавливающие уровень этих качеств, целесообразно интегрировать с заданиями по оценке
метапредметных регулятивных универсальных учебных действий.
2.3.18. Оценка метапредметных результатов осуществляется через оценку достижения планируемых результатов освоения
ООП НОО, которые отражают совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных
действий.
2.3.19. Формирование метапредметных результатов обеспечивается комплексом освоения программ учебных предметов и
внеурочной деятельности.
2.3.20. Оценка метапредметных результатов проводится с целью определения сформированности:
познавательных универсальных учебных действий;

коммуникативных универсальных учебных действий;
регулятивных универсальных учебных действий.
2.3.21. Овладение познавательными универсальными учебными действиями предполагает формирование и оценку у
учащихся базовых логических действий, базовых исследовательских действий, умений работать с информацией.
2.3.22. Овладение базовыми логическими действиями обеспечивает формирование у учащихся умений:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить
закономерности
и
противоречия
в
рассматриваемых
фактах,
данных
и наблюдениях на основе предложенного учителем алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по
опыту, делать выводы.
2.3.23. Овладение базовыми исследовательскими действиями обеспечивает формирование у учащихся умений:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем
вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить
по
предложенному
плану
опыт,
несложное
исследование
по
установлению
особенностей
объекта
изучения
и
связей
между
объектами
(часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта,
измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать
возможное
развитие
процессов,
событий
и
их
последствия
в аналогичных или сходных ситуациях.
2.3.24. Работа с информацией как одно из познавательных универсальных учебных действий обеспечивает
сформированность у учащихся умений:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа её проверки;

соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
учащихся) правила информационной безопасности при поиске в информацинно-телекоммуникационной сети Интернет (далее –
Интернет);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2.3.25. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями предполагает формирование и оценку у
учащихся таких
групп
умений,
как
общение
и
совместная
деятельность.
2.3.26. Общение как одно из коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает сформированность у
учащихся умений:
воспринимать
и
формулировать
суждения,
выражать
эмоции
в
соответствии
с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать
возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
2.3.27. Совместная деятельность как одно из коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает
сформированность у учащихся умений:
формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные
с
учётом
участия
в
коллективных
задачах)
в
стандартной
(типовой)
ситуации
на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать
цель
совместной
деятельности,
коллективно
строить
действия
по
её
достижению:
распределять
роли,
договариваться,
обсуждать
процесс
и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцов.
2.3.28. Овладение регулятивными универсальными учебными действиями согласно ФГОС НОО предполагает формирование

и оценку у учащихся умений самоорганизации (планировать действия по решению учебной задачи для получения результата,
выстраивать последовательность выбранных действий) и самоконтроля (устанавливать причины успеха (неудач) в учебной
деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок).
2.3.29. Оценка
достижения
метапредметных
результатов
осуществляется
как
учителем
в
ходе
текущей
и
промежуточной
оценки
по
учебному
предмету,
так
и
администрацией
образовательной
организации
в ходе мониторинга. В текущем учебном процессе отслеживается способность учащихся разрешать учебные ситуации и выполнять
учебные задачи, требующие владения познавательными, коммуникативными и регулятивными действиями, реализуемыми в
предметном преподавании.
2.3.30. В ходе мониторинга проводится оценка сформированности универсальных учебных действий. Содержание и
периодичность мониторинга устанавливаются решением педагогического совета образовательной организации. Инструментарий
для оценки сформированности универсальных учебных действий строится на межпредметной основе и может включать
диагностические
материалы
по оценке функциональной грамотности, сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных
действий.
2.3.31. Предметные результаты освоения ООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей, включающих
конкретные учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и
реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение.
2.3.32. Оценка предметных результатов освоения ООП НОО осуществляется через оценку достижения обучающимися
планируемых результатов по отдельным учебным предметам.
2.3.33. Основным
предметом
оценки
результатов
освоения
ООП
НОО
в
соответствии
с
требованиями
ФГОС
НОО
является
способность
к
решению
учебно-познавательных
и
учебно-практических
задач,
основанных
на изучаемом учебном материале и способах действий, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных,
коммуникативных) действий.
2.3.34. Оценка предметных результатов освоения ООП НОО осуществляется учителем в ходе процедур текущего,
тематического, промежуточного и итогового контроля.
2.3.35. Особенности оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету фиксируются в приложении к ООП
НОО.
Описание оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету должно включать:
список
итоговых
планируемых
результатов
с
указанием
этапов

их
формирования
и
способов
оценки
(например,
текущая
(тематическая);
устно (письменно), практика);
требования
к
выставлению
отметок
за
промежуточную
аттестацию
(при необходимости – с учётом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры);
график контрольных мероприятий.
2.3.36. Стартовая диагностика проводится администрацией образовательной организации с целью оценки готовности к
обучению на уровне начального общего образования.
2.3.36.1. Стартовая
диагностика
проводится
в
начале
1
класса
и
выступает
как основа (точка отсчёта) для оценки динамики образовательных достижений учащихся. Объектом оценки в рамках стартовой
диагностики является сформированность предпосылок учебной деятельности, готовность к овладению чтением, грамотой и счётом.
2.3.36.2. Стартовая диагностика может проводиться педагогическими работниками с целью оценки готовности к изучению
отдельных
учебных
предметов
(разделов).
Результаты
стартовой
диагностики
являются
основанием
для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса.
2.3.37. Текущая оценка направлена на оценку индивидуального продвижения учащегося в освоении программы учебного
предмета.
2.3.37.1. Текущая
оценка
может
быть
формирующей
(поддерживающей
и направляющей усилия учащегося, включающей его в самостоятельную оценочную деятельность) и диагностической,
способствующей
выявлению
и
осознанию
учителем
и
обучающимся
существующих
проблем
в обучении.
2.3.37.2. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы освоения которых
зафиксированы в тематическом планировании по учебному предмету.
2.3.37.3. В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные и письменные опросы, практические
работы, творческие работы, индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и другие)
с учётом особенностей учебного предмета.
2.3.37.4. Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного процесса.
2.3.38. Тематическая оценка направлена на оценку уровня достижения обучающимися тематических планируемых
результатов по учебному предмету.
2.3.39. Промежуточная
аттестация
учащихся
проводится,
начиная
со 2 класса, в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету.
2.3.40. Промежуточная аттестация учащихся проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов

выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в классном журнале.
2.3.41. Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных
действий, является основанием для перевода учащихся в следующий класс.
2.3.42. Итоговая оценка является процедурой внутренней оценки образовательной организации и складывается из
результатов накопленной
оценки и итоговой работы по учебному предмету. Предметом
итоговой оценки является способность учащихся решать учебно- познавательные и учебно-практические задачи,
построенные на основном содержании учебного предмета с учётом формируемых метапредметных действий
III. Содержательный раздел
3.1. Рабочие программы по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий
мир», «Труд(технология)», «ИЗО», «Музыка», «Физическая культура», «ОРКСЭ», «Английский язык», «Математика и
конструирование»Рабочие программы – Единое содержание общего образования (edsoo.ru)

3.2. Программа формирования универсальных учебных действий.
3.2.1. В соответствии с ФГОС НОО программа формирования универсальных (обобщённых) учебных действий (далее ‒
УУД) имеет следующую структуру:
описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
характеристика познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.
3.2.2. Цель развития учащихся на уровне начального общего образования реализуется через установление связи и
взаимодействия
между
освоением
предметного
содержания
обучения
и
достижениями
учащегося
в
области
метапредметных
результатов.
Это
взаимодействие
проявляется
в следующем:
предметные знания, умения и способы деятельности являются содержательной основой становления УУД;
развивающиеся
УУД
обеспечивают
протекание
учебного
процесса
как активной инициативной поисково-исследовательской деятельности на основе применения различных интеллектуальных
процессов, прежде всего теоретического мышления, связной речи и воображения, в том числе в условиях дистанционного обучения
(в
условиях
неконтактного
информационного
взаимодействия
с субъектами образовательного процесса);
под влиянием УУД складывается новый стиль познавательной деятельности: универсальность как качественная
характеристика
любого
учебного
действия
и составляющих его операций, что позволяет обучающемуся использовать освоенные способы действий на любом предметном

содержании, в том числе представленного в виде экранных (виртуальных) моделей изучаемых объектов, сюжетов, процессов, что
положительно отражается на качестве изучения учебных предметов;
построение учебного процесса с учётом реализации цели формирования УУД способствует снижению доли репродуктивного
обучения, создающего риски, которые нарушают успешность развития учащегося и формирует способности
к
вариативному
восприятию
предметного
содержания
в
условиях
реального
и виртуального представления экранных (виртуальных) моделей изучаемых объектов, сюжетов, процессов.
3.2.3. Познавательные
УУД
отражают
совокупность
операций,
участвующих
в учебно-познавательной деятельности учащихся и включают:
методы познания окружающего мира, в том числе представленного (на экране) в виде виртуального отображения реальной
действительности (наблюдение, элементарные опыты и эксперименты; измерения и другие);
базовые логические и базовые исследовательские операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация, сериация,
выдвижение предположений, проведение опыта, мини-исследования и другие);
работа с информацией, представленной в разном виде и формах, в том числе графических (таблицы, диаграммы,
инфограммы, схемы), аудио- и видеоформатах (возможно на экране).
3.2.4. Познавательные УУД становятся предпосылкой формирования способности учащегося к самообразованию и
саморазвитию.
3.2.5. Коммуникативные УУД являются основанием для формирования готовности учащегося к информационному
взаимодействию с окружающим миром: средой обитания, членами многонационального поликультурного общества разного
возраста, представителями разных социальных групп, в том числе представленного (на экране) в виде виртуального отображения
реальной действительности, и даже с самим собой.
3.2.6. Коммуникативные УУД целесообразно формировать, используя цифровую образовательную среду класса,
образовательной организации.
3.2.7. Коммуникативные УУД характеризуются четырьмя группами учебных операций, обеспечивающих:
смысловое чтение текстов разных жанров, типов, назначений; аналитическую текстовую деятельность с ними;
успешное
участие
учащегося
в
диалогическом
взаимодействии
с субъектами образовательных отношений (знание и соблюдение правил учебного диалога), в том числе в условиях использования
технологий неконтактного информационного взаимодействия;
успешную
продуктивно-творческую
деятельность
(самостоятельное
создание
текстов
разного
типа
–
описания,
рассуждения,
повествования),
создание
и видоизменение экранных (виртуальных) объектов учебного, художественного, бытового назначения (самостоятельный поиск,
реконструкция, динамическое представление);

результативное взаимодействие с участниками совместной деятельности (высказывание собственного мнения, учёт
суждений других собеседников, умение договариваться, уступать, вырабатывать общую точку зрения), в том числе
в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия.
3.2.8. Регулятивные УУД отражают совокупность учебных операций, обеспечивающих становление рефлексивных качеств
учащегося
(на
уровне
начального
общего
образования
их
формирование
осуществляется
на пропедевтическом уровне).
3.2.9. Выделяются шесть групп операций:
принимать и удерживать учебную задачу;
планировать её решение;
контролировать полученный результат деятельности;
контролировать процесс деятельности, его соответствие выбранному способу;
предвидеть (прогнозировать) трудности и ошибки при решении данной учебной задачи;
корректировать при необходимости процесс деятельности.
3.2.10. Важной составляющей регулятивных УУД являются операции, определяющие способность учащегося к волевым
усилиям в процессе коллективной и (или) совместной деятельности, к мирному самостоятельному предупреждению и преодолению
конфликтов, в том числе в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия.
3.2.11. В
федеральных
рабочих
программах
учебных
предметов
требования
и планируемые результаты совместной деятельности выделены в специальный раздел, что позволяет учителю осознать, что
способность к результативной совместной деятельности строится на двух феноменах, участие которых обеспечивает её
успешность:
знание и применение коммуникативных форм взаимодействия (договариваться, рассуждать, находить компромиссные
решения),
в
том
числе
в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия;
волевые регулятивные умения (подчиняться, уступать, объективно оценивать вклад свой и других в результат общего труда
и другие).
3.3. Механизмом конструирования образовательного процесса являются следующие методические позиции.
3.3.1. Педагогический работник проводит анализ содержания учебного предмета с точки зрения УУД и устанавливает те
содержательные
линии,
которые
в особой мере способствуют формированию разных метапредметных результатов. На уроке по каждому учебному предмету
предусматривается включение заданий, выполнение которых требует применения определённого познавательного,

коммуникативного или регулятивного универсального действия. Соответствующий вклад в формирование УУД можно выделить в
содержании каждого учебного предмета.
Таким образом, на первом этапе формирования УУД определяются приоритеты учебных предметов для формирования
качества
универсальности
на данном предметном содержании.
На втором этапе подключаются другие учебные предметы, педагогический работник предлагает задания, требующие
применения
учебного
действия
или операций на разном предметном содержании.
Третий
этап
характеризуется
устойчивостью
УУД,
то
есть
использования
его независимо от предметного содержания. У учащегося начинает формироваться обобщённое видение учебного действия, он
может охарактеризовать его, не ссылаясь на конкретное содержание. Например, «наблюдать – значит…», «сравнение – это…»,
«контролировать – значит…» и другие.
Педагогический работник делает вывод о том, что универсальность (независимость от конкретного содержания) как свойство
учебного действия сформировалась.
3.3.2. Педагогический
работник
использует
виды
деятельности,
которые
в особой мере провоцируют применение универсальных действий: поисковая, в том числе с использованием электронных
образовательных и информационных ресурсов Интернета, исследовательская, творческая деятельность, в том числе
с использованием экранных моделей изучаемых объектов или процессов, что позволяет отказаться от репродуктивного типа
организации обучения, при котором главным методом обучения является образец, предъявляемый обучающимся
в готовом виде. В этом случае задача учащегося – запомнить образец и каждый раз вспоминать его при решении учебной задачи. В
таких условиях изучения учебных предметов универсальные действия, требующие мыслительных операций, актуальных
коммуникативных умений, планирования и контроля своей деятельности, не являются востребованными, так как использование
готового образца опирается только на восприятие и память.
Поисковая и исследовательская деятельность развивают способность учащегося к диалогу, обсуждению проблем,
разрешению возникших противоречий в точках зрения. Поисковая и исследовательская деятельность может осуществляться с
использованием информационных банков, содержащих различные экранные (виртуальные) объекты (учебного или игрового,
бытового
назначения),
в том числе в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия.
Для формирования наблюдения как метода познания разных объектов действительности на уроках окружающего мира
организуются
наблюдения
в естественных природных условиях. Наблюдения можно организовать в условиях экранного (виртуального) представления разных

объектов, сюжетов, процессов, отображающих реальную действительность, которую невозможно предоставить обучающемуся в
условиях образовательной организации (объекты природы, художественные визуализации, технологические процессы и другие).
Уроки
литературного
чтения
позволяют
проводить
наблюдения
текста,
на которых строится аналитическая текстовая деятельность. Учебные диалоги, в том числе с представленным на экране
виртуальным собеседником, дают возможность высказывать гипотезы, строить рассуждения, сравнивать доказательства,
формулировать обобщения практически на любом предметном содержании.
Если
эта
работа
проводится
учителем
систематически
и
на
уроках
по всем учебным предметам, то универсальность учебного действия формируется успешно и быстро.
3.3.3. Педагогический работник применяет систему заданий, формирующих операциональный состав учебного действия.
Цель таких заданий – создание алгоритма решения учебной задачи, выбор соответствующего способа действия.
На первых этапах указанная работа организуется коллективно, выстраиваются пошаговые операции, постепенно
обучающиеся
учатся
выполнять
их самостоятельно. При этом очень важно соблюдать последовательность этапов формирования алгоритма: построение
последовательности шагов на конкретном предметном содержании; проговаривание их во внешней речи; постепенный переход на
новый уровень – построение способа действий на любом предметном содержании и с подключением внутренней речи.
При этом изменяется и процесс контроля:
от совместных действий с учителем обучающиеся переходят к самостоятельным аналитическим оценкам;
выполняющий задание осваивает два вида контроля – результата и процесса деятельности;
развивается способность корректировать процесс выполнения задания, а также предвидеть возможные трудности и ошибки.
При
этом
возможно
реализовать
автоматизацию
контроля
с
диагностикой
ошибок
учащегося
и с соответствующей методической поддержкой исправления самим обучающимся своих ошибок.
Описанная технология обучения в рамках совместно-распределительной деятельности развивает способность учащихся
работать не только в типовых учебных ситуациях, но и в новых нестандартных ситуациях.
3.3.4. Сравнение как УУД состоит из следующих операций: нахождение различий сравниваемых предметов (объектов,
явлений); определение их сходства, тождества, похожести; определение индивидуальности, специфических черт объекта. Для
повышения мотивации обучения обучающемуся предлагается новый вид деятельности (возможный только в условиях экранного
представления объектов, явлений) – выбирать (из информационного банка) экранные (виртуальные) модели изучаемых предметов
(объектов, явлений) и видоизменять их таким образом, чтобы привести их к сходству или похожести с другими.
3.3.5. Классификация как УУД включает: анализ свойств объектов, которые подлежат классификации; сравнение
выделенных свойств с целью их дифференциации на внешние (несущественные) и главные (существенные) свойства; выделение

общих главных (существенных) признаков всех имеющихся объектов; разбиение объектов на группы (типы) по общему главному
(существенному) признаку.
Обучающемуся предлагается (в условиях экранного представления моделей объектов) большее их количество в отличие от
реальных условий, для анализа свойств объектов, которые подлежат классификации (типизации), для сравнения выделенных
свойств экранных (виртуальных) моделей изучаемых объектов с целью их дифференциации. При этом возможна фиксация
деятельности учащегося в электронном формате для рассмотрения учителем итогов работы.
3.3.6. Обобщение как УУД включает следующие операции: сравнение предметов (объектов, явлений, понятий) и выделение
их общих признаков; анализ выделенных признаков и определение наиболее устойчивых (инвариантных) существенных признаков
(свойств);
игнорирование
индивидуальных
и (или) особенных свойств каждого предмета; сокращённая сжатая формулировка общего главного существенного признака всех
анализируемых предметов. Обучающемуся предлагается (в условиях экранного представления моделей объектов) большее их
количество в отличие от реальных условий, для сравнения предметов (объектов, явлений) и выделения их общих признаков. При
этом
возможна
фиксация
деятельности
учащегося
в
электронном
формате
для рассмотрения учителем итогов работы.
3.3.7. Систематическая работа учащегося с заданиями, требующими применения одинаковых способов действий на
различном предметном содержании, формирует у учащихся чёткое представление об их универсальных свойствах,
то есть возможность обобщённой характеристики сущности универсального действия.
3.3.8. Сформированность УУД у учащихся определяется на этапе завершения ими освоения программы начального общего
образования.
Полученные
результаты
не
подлежат
балльной
оценке,
так
как
в
соответствии
с закономерностями контрольно-оценочной деятельности балльной оценкой (отметкой) оценивается результат, а не процесс
деятельности.
В
задачу
педагогического
работника
входит
проанализировать
вместе
с
обучающимся
его достижения, ошибки и встретившиеся трудности.
3.3.9. В федеральных рабочих программах учебных предметов содержание метапредметных достижений обучения
представлено в разделе «Содержание обучения», которое строится по классам. В каждом классе каждого учебного предмета
представлен возможный вариант содержания всех групп УУД по каждому году обучения на уровне начального общего образования.
В 1 и 2 классах определён пропедевтический уровень овладения УУД, и только к концу второго года обучения появляются признаки
универсальности.
3.3.10. В федеральных рабочих программах учебных предметов содержание УУД представлено также в разделе
«Планируемые результаты обучения». Познавательные УУД включают перечень базовых логических действий; базовых
исследовательских действий; работу с информацией. Коммуникативные УУД включают перечень действий участника учебного
диалога, действия, связанные со смысловым чтением и текстовой деятельностью, а также УУД, обеспечивающие монологические

формы речи (описание, рассуждение, повествование). Регулятивные УУД включают перечень действий саморегуляции,
самоконтроля и самооценки. Отдельный раздел «Совместная деятельность» интегрирует коммуникативные и регулятивные
действия, необходимые для успешной совместной деятельности.
3.4. Рабочая программа воспитания прилагается.

IV. Организационный раздел
4.1. Учебный план начального общего образования прилагается.
4.2. Календарный учебный график прилагается.
4.3. План внеурочной деятельности (недельный) прилагается

4.4. Календарный план воспитательной работы прилагается.

22

V. Характеристика условий реализации ООП НОО
Система условий реализации программы ООП НОО, созданная в
Учреждении, направлена на:
- достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы
начального общего образования, в т.ч. адаптированной;
- развитие личности, её способностей, удовлетворение образовательных
потребностей и интересов, самореализацию обучающихся, в т.ч. одарённых, через
организацию урочной и внеурочной деятельности, социальных практик, включая
общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, практическую
подготовку, использование возможностей организаций дополнительного
образования и социальных партнёров;
- формирование функциональной грамотности обучающихся (способности
решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе
сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов
деятельности), включающей овладение ключевыми навыками, составляющими
основу дальнейшего успешного образования и ориентацию в мире профессий;
- формирование социокультурных и духовно-нравственных ценностей
обучающихся, основ их
гражданственности, российской гражданской
идентичности;
- индивидуализацию процесса образования посредством проектирования и
реализации индивидуальных учебных планов, обеспечения эффективной
самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;
участие
обучающихся,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в проектировании
и развитии программы начального общего образования и условий её реализации,
учитывающих особенности развития и возможности обучающихся;
- включение обучающихся в процессы преобразования социальной среды
(класса, школы), формирования у них лидерских качеств, опыта социальной
деятельности, реализации социальных проектов и программ при поддержке
педагогических работников;
- формирование у обучающихся первичного опыта самостоятельной
образовательной, общественной, проектной, учебно-исследовательской, спортивнооздоровительной и творческой деятельности;
- формирование у обучающихся экологической грамотности, навыков
здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
использование
в
образовательной
деятельности
современных
образовательных технологий, направленных в т.ч. на воспитание обучающихся и
развитие различных форм наставничества;
- обновление содержания программы начального общего образования,
методик и технологий её реализации в соответствии с динамикой развития системы
образования, запросов обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся с учётом национальных и культурных
особенностей субъекта Российской Федерации;
- эффективное использование профессионального и творческого потенциала
педагогических и руководящих работников организации, повышения их

23

профессиональной,
коммуникативной,
информационной
и
правовой
компетентности;
- эффективное управление организацией с использованием ИКТ, современных
механизмов финансирования реализации программ начального общего образования.
При реализации настоящей ООП ООО в рамках сетевого взаимодействия
используются ресурсы иных организаций, направленные на обеспечение качества
условий реализации образовательной деятельности.
5.1. Кадровые условия
Развитие кадрового потенциала, создание условий для профессионального
развития каждого педагога является ключевым фактором в области образовательной
политики Учреждения.
В Учреждении работают 106 педагогических работников, из них 8 – внешних
совместителей, 13 внутренних совместителей, 15 человек имеют среднее
специальное образование. В 2022 году высшую квалификационную категорию
имеют 13 педагогов (12,3%) (из них 2 ДОП), первую квалификационную категорию
имеют 52 педагога (49%) (из них 2 ДОП), всего на первую и высшую аттестованы
61,3 % (65 педагогов). На соответствие занимаемой должности аттестован 21
учитель. Молодых специалистов – 4 человека. 19 учителей имеют выслугу лет, 25
педагогов – пенсионеры. В школе созданы необходимые условия для проведения
аттестации: определены сроки прохождения аттестации для каждого аттестуемого,
проведены консультации, мероприятия по плану ВШК, изучены все основные
информационные материалы, необходимые аттестуемым педагогам во время
прохождения аттестации. В текущем учебном году были аттестованы 14 педагогов
на заявленную квалификационную категорию.
В целях повышения качества образовательной деятельности в Учреждении
проводится целенаправленная кадровая политика, основная цель которой –
обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения
численного и качественного состава кадров в его развитии, в соответствии
потребностями Учреждения и требованиями действующего законодательства.
Сведения о педагогах школы
Всего
педагогических
работников
Образование
педагогов
Награды и звания

Педагогов
Из их числа представителей
администрации

Числ.
106
8

Высшее
Среднее специальное
Почетный работник общего образования

15
16

Отличник народного просвещения

0

Почетная грамота Министерства образования и науки
Российской Федерации

16

Почетная грамота Министерства образования и науки
Республики Хакасия

32

Грамоты и благодарственные письма УО
администрации

28

24

Квалификационная
характеристика

Дополнительная
информация

Имеют квалификационную категорию
Высшая квалификационная категория

13

Первая квалификационная категория

52

Соответствие занимаемой должности

21

Педагоги школы – лекторы ХакИРОиПК

0

Педагоги школы – эксперты по проверке ОГЭ и ЕГЭ

9

Стаж до 5 лет

13

Стаж от 5 до 20 лет

48

Стаж свыше 30 лет

38

Прошли курсы повышения квалификации

106

Прошли курсы по ФГОС

62

Прошли профессиональную подготовку

0

Кол-во педагогов – победителей и призеров
региональных
конкурсов профессионального мастерства
Колво
педагогов,
имеющие
публикации
в
профессиональных
изданиях на
региональном
ипрофессиональном уровне
Кол-во педагогов, реализовавших методические
проекты
под руководством ученых

5
13

0

5.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной
программы начального общего образования
Психолого-педагогические
условия,
созданные
в
образовательной
организации, обеспечивают исполнение требований ФГОС НОО к реализации
основной образовательной программы начального общего образования, в частности:
1) обеспечивают преемственность содержания и форм организации
образовательной деятельности при реализации образовательных программ
начального, основного и среднего общего образования;
2) способствуют социально-психологической адаптации обучающихся к
условиям образовательной организации с учётом специфики их возрастного
психофизиологического развития, включая особенности адаптации к социальной
среде;
3) способствуют формированию и развитию психолого-педагогической
компетентности работников образовательной организации и родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся;
4) обеспечивают профилактику формирования у обучающихся девиантных форм
поведения, агрессии и повышенной тревожности.
В образовательной организации психолого-педагогическое сопровождение

25

реализации программы начального общего образования осуществляется
квалифицированными специалистами: педагогом-психологом; учителем-логопедом;
социальным педагогом.
В процессе реализации основной образовательной программы начального
общего образования образовательной организацией обеспечивается психологопедагогическое сопровождение участников образовательных отношений посредством
системной деятельности и отдельных мероприятий, обеспечивающих:
1) формирование и развитие психолого-педагогической компетентности всех
участников образовательных отношений;
2) сохранение и укрепление психологического благополучия и психического
здоровья обучающихся;
3) поддержка и сопровождение детско-родительских отношений;
4) формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
5) дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания с учётом
особенностей когнитивного и эмоциональногоразвития обучающихся;
6) мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление,
поддержка и сопровождение одарённых детей;
7) создание условий для последующего профессионального самоопределения;
8) формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде
сверстников;
9) поддержка детских объединений, ученического самоуправления;
10)
формирование
психологической
культуры
поведения
в
информационной среде;
11)
развитие психологической культуры в области использования ИКТ.
В процессе реализации ООП НОО осуществляется индивидуальное психологопедагогическоесопровождение всех участников образовательных отношений,в том
числе :
обучающихся, испытывающих трудности в освоении программы неачального
общего образования, развитии и социальной адаптации;
обучающихся, проявляющих индивидуальные способности,и одарённых;
обучающихся с ОВЗ;
родителей (законных представителей) несовершеннолетнихобучающихся.
5.3. Финансово-экономические условия реализации ООП НОО.
Финансовое обеспечение реализации образовательной программы начального
общего образования опирается на исполнение расходных обязательств,
обеспечивающих государственные гарантии прав на получение общедоступного и
бесплатного начального общего образования. Объём действующих расходных
обязательств отражается в плане финансово-хозяйственной деятельности, размещённом
на официальном сайте школы.
5.4. Информационно-методические условия реализации ООП НОО
В соответствии с требованиями ФГОС НОО реализация программы начального
общего образования обеспечивается современной информационно-образовательной
средой.
Основными компонентами ИОС являются:
1) учебно-методические комплекты по всем учебным предметам на языках
обучения, определённых учредителем образовательной организации;

26

2) учебно-наглядные пособия (средства натурного фонда, печатные средства
надлежащего качества демонстрационные и раздаточные, экранно-звуковые средства,
мультимедийные средства);
3) фонд дополнительной литературы (детская художественная и научнопопулярная литература, справочно-библиографические и периодические издания).
Образовательной
организацией
применяются
информационнокоммуникационные технологии (ИКТ), в том числе с использованием электронных
образовательных ресурсов и ресурсовИнтернета, а также прикладные программы,
поддерживающие административную деятельность и обеспечивающие дистанционное
взаимодействие всех участников образовательных отношений.
Информационно-коммуникационные
средства
и
технологии
обеспечивают:
достижение личностных, предметных и метапредметных результатов обучения
при реализации требований ФГОС НОО;
формирование функциональной грамотности;
доступ к учебным планам, рабочим программам учебных предметов, курсов
внеурочной деятельности;
доступ к электронным образовательным источникам, указанным в рабочих
программах учебных предметов, с цельюпоиска и получения информации (учебной и
художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на съёмных дисках,
контролируемым ресурсам локальной сети и Интернета);
организацию учебной и внеурочной деятельности, реализация которых
предусмотрена с применением электронного обучения, с использованием
электронных пособий (обучающих компьютерных игр, тренажёров, моделей с
цифровым управлением и обратной связью);
проведение учебных занятий, процедуры оценки результатов обучения,
реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий;
реализацию индивидуальных образовательных планов, осуществление
самостоятельной образовательной деятельности обучающихся при поддержке
педагогических работников;
включение обучающихся в проектно-конструкторскую и поисковоисследовательскую деятельность;
проведение наблюдений и опытов, в том числе с использованием специального
и цифрового оборудования;
проведение массовых мероприятий, досуга с просмотром видеоматериалов,
организацию театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием и
освещением;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством локальной сети и
Интернета;
формирование и хранение электронного портфолио обучающегося.
При работе в ИОС соблюдаются правила информационной безопасности.
Образовательной организацией определяются необходимые меры и сроки по
формированию компонентов ИОС для реализации принятых рабочих программ
начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

27

Материально-технические
условия
реализации
основной
образовательной программы
Материально-техническая база образовательной организации обеспечивает:
1) возможность достижения обучающимися результатов освоения программы
начального общего образования;
2) безопасность и комфортность организации учебного процесса;
3) соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических
нормативов;
4) возможность для беспрепятственного доступа детей-инвалидов и обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры организации.
Критериальными источниками оценки материально-технических условий
образовательной деятельности являются требования ФГОС НОО, лицензионные
требования и условия Положения о лицензировании образовательной деятельности,
утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации 28 октября
2013 г. № 966, а также соответствующие приказы и методические рекомендации, в
том числе:
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утверждённые
постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации № 2 от 28 сентября
2020 г.;
1) СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утверждённые постановлением Главного санитарного врача Российской
Федерации № 2 от 28 января 2021 г.
2) перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования (в соответствии с действующим
Приказом Министерства просвещения РФ);
3) Приказ Министерства просвещения Российской Федерацииот 03.09.2019 г. №
465 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для
реализации образовательных программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения,
необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации
мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя
из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях,
критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также
норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными
средствами обучения и воспитания» (зарегистрирован 25.12.2019 № 56982);
4) Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2011, № 1, ст. 48; 2021, № 15, ст. 2432);
Комплекты оснащения классов, учебных кабинетов, иных помещений и зон
внеурочной деятельности формируются в соответствии со спецификой
образовательной организации и включают учебно-наглядные пособия,
сопровождающиеся инструктивно-методическими материалами по использованию их
в образовательной деятельности в соответствии с реализуемой рабочей программой.
5.5.

28

Оценка материально-технических условий:

29

Компоненты
оснащения
Компоненты
оснащения
учебных
кабинетов
начальных
классов

Необходимое оборудование и оснащение
1. Нормативные

документы,

программно-методическое

обеспечение,

локальные акты
1.1. Специализированная мебель и системы хранения
Основное оборудование:
• доска классная/интерактивная доска;
• доска магнитно-маркерная;
• стол учителя с ящиками для хранения;
• стул учителя;
• шкаф для хранения учебных пособий;
• шкаф для хранения таблиц и плакатов;
• система для затемнения окон (жалюзи);
• парта школьная, регулируемая по высоте;
• стул ученический, регулируемый по высоте;
• стеллаж для хранения обуви(сменки);
1.2. Технические средства
• ПО;
• проектор (крепление в комплекте);
• сетевой фильтр;
• компьютер учителя
1.3. Учебно-методические материалы
• Рабочие программы учебных предметов;
• Контрольно-измерительные материалы;
• Оценочные и методические материалы.
1.4. Учебно-наглядные пособия
• Словари;
• Энциклопедии;
• Дидактические и наглядные пособия (математика, русский язык,
окружающий мир);
• Комплект портретов
1.5. Демонстрационное оборудование и приборы
• Комплект чертежного оборудования и приспособления;
• Модель- аппликация демонстрационная (касса) цифр, букв;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».