РП Подготовка к ОГЭ Обществознание

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Управление образования МО Алтайский район
МБОУ «Кайбальская СШ»

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
__________________
Николаюк Е.А.
Приказ № 117
от «28» августа 2023 г

УТВЕРЖДЕНО
Директор
__________________
Жадан И.В.
Приказ № 117
от «28» августа 2023 г

Рабочая программа
Внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ: обществознание»

Составитель: Карпова Наталья Юрьевна
учитель истории и обществознания

д. Кайбалы
2023
1

1. Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ:
обществознание» (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования в рамках общеинтеллектуального направления развития личности на
основе нормативно-правовой базы:
• закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»;
• федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования;
• постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН
2,4,2,2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях».
• приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
30.08.2013г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки России от 13.12.2013г.
№1342, от 28.05.2014г. №598)
• письма Министерства Образования и науки от 12.05.2011 № 03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;
• стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. N 996-р;
• рекомендаций по оснащению образовательного учреждения учебным и учебнолабораторным оборудованием (приложение к письму Министерства Образования и
науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03);
• Устава и локальных актов МБОУ «Кайбальская СШ».
Данная рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования, составлена на основе программы образовательной программы
основного общего, составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного, среднего общего образования. Примерной
программы основного, среднего общего образования по обществознанию и авторской
программы Г.А. Бордовского, к учебнику для 9 классов общеобразовательной школы
авторов: И.П. Насонова; под общ. ред. Г.А. Бордовского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:
Вентана-Граф, 2016. В соответствии с учебным планом школы и требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования; в соответствии с демонстрационным вариантом контрольных
измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по
обществознанию и кодификатором элементов содержания и требований к уровню
2

подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по
обществознанию.
Программа предназначена обучающимся 9 класса и рассчитана на проведение 1
часа в неделю, 34 часов в год. Занятия проводятся после всех уроков основного
расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 40
минут.
Срок реализации программы: 1 год.
2. Цели и задачи курса
Цель курса: совершенствование подготовки обучающихся по обществознанию
для сдачи предмета в форме ОГЭ.
Задачи курса:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса
«Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной
итоговой аттестации в форме ГИА или экзамена;
- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в
том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для
дальнейшего обучения;
- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных
источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного
и практического характера;
- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её
социализации в современных условиях;
- формировать у учащихся целостной картины общества, адекватной
современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников
младшего и среднего подросткового возраста;
- дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о
социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые
необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных
социальных ролей человека и гражданина;
- развивать умения учащимися получать из разнообразных источников и
критически
осмысливать
социальную
информацию,
систематизировать,
анализировать полученные данные;
- способствовать становлению социального поведения, основанного на
уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и
гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению,
самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной,
наукоемкой трудовой деятельности;
- формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для
определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных
задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и
общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая
отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в
семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других
людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Оценивание результатов освоения данной учебной программы осуществляется
3

на основе комплекса документов, регламентирующих систему оценки достижения
планируемых результатов освоения ООП ООО МБОУ «Кайбальская СШ».
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются
различные формы занятий: мини-лекции, практикумы, тренинги. В программе
представлено оптимальное соотношение теоретических и практических занятий.
С целью активизации познавательных возможностей, обучающихся программой
предусмотрено активное использование нормативно-правовой базы РФ,
информационно-коммуникационных средств обучения, прежде всего, Интернетресурсов.
3. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в
будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных
сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения
к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства;
на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на
убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании
необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности
за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
• умение объяснять явления и процессы социальной действительности с
научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте
сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать
адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых
основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• умение выполнять познавательные и практические задания, направленные на:
• использование элементов причинно-следственного анализа;
• исследование несложных реальных связей и зависимостей;
• определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
• поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
• перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в
таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации;
• объяснение изученных положений на конкретных примерах;
• оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,
4

экологических требований;
• определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты:
познавательные
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и
областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук:
социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения,
этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления
социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного
выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей
дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;
адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и
понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать,
обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с
собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с
позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационные
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места
ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и
развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил,
понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение
применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций,
установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в
собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям,
патриотизму и гражданственности;
трудовые
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности
человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых
норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетические
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с
другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативные
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении
с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе,
умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и
обработки необходимой социальной информации;
5

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации,
позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение
различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести
диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
4. Содержание программы.
Раздел I. Вводное занятие: структура КИМ (2 час).
Структура КИМ, кодификатор, спецификация. Правила заполнения бланков
ОГЭ. Информационные ресурсы ОГЭ.
Раздел II. Человек и общество (4 часа)
Общество. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы
общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке.
Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учение). Человек и его
ближайшее окружение; межличностные отношения. Общение. Межличностные
конфликты, их конструктивное решение. Традиционное, индустриальное,
постиндустриальное. Глобальные проблемы человечества.
Раздел III. Сфера духовной культуры (3 часа)
Наука в жизни современного общества. Образование. Религия. Ступени
образования. Религиозные течения. Свобода совести. Долг и совесть. Моральный
выбор – это ответственность. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.
Раздел IV. Экономика (7 часов)
Свободные и экономические блага. Экономический выбор. Альтернативная
стоимость. Свободные, экономические блага. Факторы производства. Традиционная,
командная, рыночная, смешанная экономика. Формы собственности: частная,
коллективная, общественная, муниципальная, государственная. Товары и услуги.
Факторы производства. Распределение труда и специализация. Квалификация.
Натуральный обмен, товарно-денежные отношения. Спрос и предложение на рынке.
Рыночное равновесие. Механизм установления рыночной цены. Принцип «невидимой
руки» рынка. Основные функции цен. Малое предпринимательство и фермерское
хозяйство. Функции денег. Виды зарплаты. Производительность труда. Прожиточный
минимум. Виды налогов (федеральные, региональные, местные, прямые, косвенные).
Поддержание государственных институтов.
Раздел V. Социальная сфера (5 часов)
Социальная мобильность: горизонтальная и вертикальная. Социальный статус:
приписанный, достигаемый, прирожденный и приписываемый. Социальная роль.
Санкции. Гендерные роли. Виды семей. Нуклеарная семья. Функции семьи. «Кризис
идентичности», ролевой конфликт. Санкция. Нормы морали и права. «Золотое
правило нравственности». Дозволение, предписание, запрет. Обычаи, традиции,
ритуалы. Девиантное поведение. Компромисс, переговоры, посредничество,
арбитраж, применение силы. Соотношение понятий «нация» и «этнос».
Раздел VI. Сфера политики (5 часов)
Политика, политическая власть, СМИ. Государство, суверенитет, функции
государства. Ш. Монтескье, А. Смит, Д. Локк. Монархия, республика, унитарное,
федеративное государство, гражданство. Тоталитаризм, авторитаризм, демократия,
6

референдум. Глава города, земства, мэр, глава поселения. Всеобщее избирательное
право, референдум, политический экстремизм. Стадии выборов. Альтернативность
кандидатов. 9 Механизм прямой демократии. Плебисцит. Бюллетень. Политическая
партия,
общественно-политические
движения.
Политический
плюрализм.
Гражданское общество, верховенство права, незыблемость прав и свобод.
Раздел VII. Право (7 часов)
Естественное право, норма права, нормативные акты, закон, отрасль права,
институт права. Закон, подзаконный акт. Указы Президента РФ. Постановления
Правительства РФ. приказы, инструкции. Локальные нормативные правовые акты.
Субъект, объект права, правоспособность, дееспособность, субъективные
юридические права, юридические обязанности, физические и юридические лица.
Правонарушение, противоправность, действие, бездействие, деяние, вина,
юридическая ответственность, презумпция невиновности. Конституционный строй,
федерация, самоопределение, сепаратизм, социальное государство, светское
государство. Основы конституционного строя Российской Федерации. Субъект РФ.
Национальные и территориальные образования. Парламент, правительство.
Государственная Дума, Совет Федерации, Федеральное собрание, арбитражный суд.
Народные заседатели, суд, присяжные, прокуратура, адвокатура, нотариат. Судебная
система. Группы прав по Конституции РФ. Гарантии-условия прав человека и
гражданина. Конвенция о правах ребёнка. Несовершеннолетний. Самозащита,
несудебная защита. ООН, ОБСЕ, Красный крест. Амнистия. Международное
гуманитарное право, военные преступления. Субъекты гражданского права, договор,
сделка, дееспособность, потребитель, моральный вред, безопасность товар,
сертификат. Брак, семейные правоотношения, супруги, родители, алименты. Условия
заключения брака. Трудовой договор, дисциплина труда, льготы. Трудоустройство
несовершеннолетних. Административные наказания, проступки. Уголовно-правовые
отношения, деяние, преступление, общественная опасность, противоправность,
виновность, наказуемость, необходимая оборона.
Раздел VIII. Итоговое повторение (1 час)
Рефлексия изученного материала и собственной деятельности в области
подготовки к экзамену. Систематизация и обобщение основных положений курса.
Использование приобретенных знаний для решения заданий. Проведение
диагностики результатов обучения.
5. Тематическое планирование
№ Тема
Количество
п/п
часов
1.
Вводное занятие: структура КИМ
2
2.
Человек и общество
4
3.
Сфера духовной культуры
3
4.
Экономика
7
5.
Социальная сфера
5
6.
Сфера политики
5
7.
Право
7
8.
Итоговое повторение
1
Итого
34
7

6. Календарно-тематическое планирование
№
п/
Тема
п
Раздел I. Вводное занятие: структура КИМ (2 часа)
1
Вводное занятие: структура КИМ
2
Вводное занятие: структура КИМ
Раздел II. Человек и общество (4 часа)
3
Основные сферы общественной жизни, их
взаимосвязь. Биологическое и социальное в
человеке
4
Деятельность человека и её основные
формы (труд, игра, учение).
5
Человек и его ближайшее окружение;
межличностные отношения. Общение.
6
Традиционное,
индустриальное,
постиндустриальное. Глобальные проблемы
человечества
Раздел III. Сфера духовной культуры (3 часа)
7
Наука в жизни современного общества.
Образование.
8
Религия. Ступени образования. Религиозные
течения. Свобода совести. Долг и совесть
9
Мораль.
Гуманизм.
Патриотизм,
гражданственность
Раздел IV. Экономика (7 часов)
10 Свободные
и
экономические
блага.
Экономический выбор. Альтернативная
стоимость.
Свободные,
экономические
блага
11 Факторы производства. Традиционная,
командная,
рыночная,
смешанная
экономика.
12 Формы
собственности:
частная,
коллективная,
11
общественная,
муниципальная, государственная. Товары и
услуги
13 Натуральный обмен, товарно -денежные
отношения. Спрос и предложение на рынке.
Рыночное
равновесие.
Механизм
установления рыночной цены
14 Малое предпринимательство и фермерское
хозяйство. Функции денег. Виды зарплаты
15 Производительность труда. Прожиточный
минимум. Виды налогов (федеральные,
региональные,
местные,
прямые,
косвенные)
16 Поддержание государственных институтов
Раздел V. Социальная сфера (5 часов)
17 Социальная мобильность: горизонтальная и
вертикальная.
8

Дата
план
04.09
11.09
18.09

25.09
02.10
09.10

16.10
23.10
06.11

13.11

20.11

27.11

04.12

11.12
18.12

25.12
15.01

Примечание
факт

Социальный
статус:
приписанный,
достигаемый,
прирожденный
и
приписываемый. Социальная роль
19 Санкции. Гендерные роли. Виды семей и
функции семьи. Нормы морали и права
20 Дозволение, предписание, запрет. Обычаи,
традиции, ритуалы. Девиантное поведение
21 Социальный
конфликт.
Соотношение
понятий «нация» и «этнос»
Раздел VI. Сфера политики (5 часов)
22 Политика, политическая власть, СМИ.
23 Государство,
суверенитет,
функции
государства
24 Формы государства
25 Всеобщее
избирательное
право,
референдум, выборы. Механизм прямой
демократии.
26 Политическая партия, общественно политические движения. Гражданское и
правовое общество.
Раздел VII. Право (7 часов)
27 Естественное право, норма права,
нормативные акты, закон, отрасль права,
институт права. Закон, подзаконный акт.
28 Субъект, объект права, правоспособность,
дееспособность, субъективные юридические
права, юридические обязанности,
физические и юридические лица
29 Правонарушение, противоправность,
действие, бездействие, деяние, вина,
юридическая ответственность, презумпция
невиновности
30 Конституционное право
31 Конституционное право
32 Гражданское право
33 Уголовное право
Раздел VIII. Итоговое повторение (1 час)
34 Итоговое повторение
18

9

22.01

29.01
05.02
12.02

19.02
26.02
04.03
11.03

18.03

01.04

08.04

15.04

22.04
29.04
06.05
13.05
20.05

7. Информационно-методическое обеспечение программы.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».