РП Отряд безопасности

Рабочая программа
Внеурочной деятельности «Отряд безопасности»
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа «Отряд безопасности» разработана в рамках Федерального закона «О
безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности»,
«Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах», «О пожарной
безопасности».
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры
поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания,
отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной
адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны, обучения детей мерам
пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарнотехнических знаний и реализации иных задач, направленных на предупреждение пожаров
и умение действовать при пожаре.
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них
всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков.
Поэтому школа первой должна поддержать идею городского общественного движения
«Юные инспекторы дорожного движения», целью которого является объединение детей и
взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий,
объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья
обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и
углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе
обучения.
Реализация программы рассчитана на один год. «Отряд безопасности» состоит из
учащихся 5-6 классов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (68 часа в год).
Программа внеурочной деятельности «Отряд Безопасности» относится к социальнопедагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребёнка в
его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Таким образом, обучаясь, играя и занимаясь творческой и общественной деятельностью,
ребята будут усваивать правила безопасного поведения, вырабатывать особый взгляд на
окружающий мир.
Цели и задачи:
Цель: овладение системой теоретических знаний и умений безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера,
необходимых для применения в практической деятельности, защиты личного здоровья.
Задачи:
•
Формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни,
в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера.
•

•

Формирование у учащихся умения и навыки сознательного пожаробезопасного
поведения, правильных действий в случае возникновения пожара, оказания первой
медицинской помощи пострадавшим;
Развить у учащихся эмоциональную, интеллектуальную, коммуникативную сферу.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.

Личностные результаты:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих
защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно
выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды,
личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать
причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по
следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи
опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по
безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты
своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи,
моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в
повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области
безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых
информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать
его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
• понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной
жизни человека;
• знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций;
• умения оказывать первую медицинскую помощь;
• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из
различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать
обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с
учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
Основные принципы реализации программы – научная обоснованность , доступность,
учет возрастных особенностей школьников, практическая целесообразность,
субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность.
Целевая аудитория: 5-6 классы
Реализация программы опирается на содержание следующих предметов:
-биология -физическая культура –литература -ОБЖ
Программа предусматривает проведение занятий, работу детей в группах, парах,
индивидуальная работа. Занятия проводятся 2 раз в неделю в учебном кабинете,
спортзале, на пришкольном участке. Деятельность включает проведение экскурсий,
лекций, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов, и т.д.

Деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в
энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в интернете, СМИ и т.д.
Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных
профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Формы занятий:
групповая работа, экскурсии, беседы, викторины, коллективные творческие дела,
трудовые дела.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной
коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
•
вести устный диалог на заданную тему;
•
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
•
участвовать в работе конференций, чтений.
Результаты освоения курса.
К концу года учащиеся должны знать:
- Цели и задачи работы дружины юных пожарных и юных инспекторов движения;
- Оперативную обстановку с пожарами; - Историю создания пожарной охраны России и
МЧС России;
- Пожарную безопасность на уроках;
- Основные понятия о горении;
- Признаки возникновения пожаров;
- Основные причины возникновения пожаров;
- Опасные факторы пожара;
- Виды и последствия пожаров;
- Виды травм;
- Правила оказания первой помощи пострадавшим;
- Способы спасения при пожаре;
- Основные рекомендации при разработке планов эвакуации при пожаре;
- Психологию поведения при пожаре;
- Знаки пожарной безопасности;
- Средства пожаротушения;
- базовые правила поведения на дороге;
- отрицательное отношение к нарушениям ПДД;
- общие положения;
- обязанности пешеходов;
- сигналы светофора;
- правила для водителей;
- дорожные знаки.
К концу года учащиеся должны уметь:
- Определение целей и задач работы объединения;
- Оказывать первую помощь пострадавшим;
- Вести разъяснительную работу среди учащихся;
- Спастись при пожаре;
- Провести эвакуацию;
- Составить план эвакуации;
- Осуществлять выпуск стенной газеты;
- Изготавливать наглядные пособия, творческие работы;
- Обследовать здания и сооружения с целью проверки пожарной безопасности;
- Проводить рейды «Пожарная безопасность в школе»;
- Создавать статьи для газеты «Единство» о работе ДЮП И ЮИД;
- Пользоваться средствами пожаротушения;

- Осуществлять вызов пожарной помощи;
- Знать правила и обязанности пешеходов;
- Знать дорожные знаки;
1. Всероссийская газета для детей и их родителей «Добрая дорога детства»
2. Л.Ю.Скрипник Методическое пособие. Пожарная безопасность в школе. М. Айрис
Пресс, 2005
3. Л.Я.Олиференко. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном
учреждении. Теория и практика. М. Айрис Пресс, 2005
4. Основы противопожарной безопасности (видео пособие)
5. Энциклопедия школьника «Чрезвычайные ситуации» под редакцией С.К.Шойгу
6. Юлия Василюк: Правила безопасности на дороге
7. "ПДД для детей»
Содержание
1. Вводное занятие - 1 часов
Определение целей и задач работы объединения.
2. Страницы истории. – 4 часа
История создания пожарной охраны России и МЧС России.
История дорожного движения.
Викторина «История образования пожарной охраны и МЧС»
Акция «Внимание, дети!»
3. Пожарная безопасность – 6 часов
Права и обязанности граждан в области ПБ
Практическое занятие «Безопасность на уроках».
Практическое занятие «Обследование здания школы с целью проверки пожарной
безопасности».
Учебная тренировка
Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.
Практическое занятие «Выпуск стенгазеты «Правила пожарной безопасности»
4. Дорожная безопасность – 8 часов
Улица полна неожиданностей.
Наш город и его транспорт
Где и как переходить дорогу
Дорога в школу
Как рождаются опасные ситуации на дорогах
Знакомство с правилами дорожного движения.
Викторина «ПДД»
Практическое занятие «Выпуск стенгазеты «Правила дорожного движения».
5. Пожары, их признаки и последствия -4 часа
Основные причины возникновения пожаров.
Опасные факторы пожара.
Примеры пожаров.
Практическое занятие «Выпуск стенгазеты «Примеры пожаров».
6. Правила дорожного движения – 6 часов
Наши верные друзья на улицах и дорогах.
Сигналы регулирования дорожного движения

Знакомство со знаками дорожного движения.
Знакомство со светофорами.
Игра «Регулировщик»
Практическое занятие «Создание знаков дорожного движения.
7. Знаки пожарной безопасности – 4 часа
Знаки безопасности. Запрещающие знаки безопасности.
Предупреждающие знаки безопасности. Предписывающие знаки безопасности.
Указательные знаки безопасности.
Практическое занятие «Изготовление знаков безопасности.
8. Знаки дорожной безопасности – 4 часа
Запрещающие знаки
Предупреждающие знаки
Знаки особого предписания и знаки сервиса
Дорожные ловушки
9. Безопасность при пожаре – 4 часа
Пожары и паника
Что делать в случае пожаров на даче?
Как спастись при пожаре. Основные рекомендации при пожаре.
Практическое занятие «Поведение во время пожара»
10. Безопасность на дорогах – 4 часа
Правила для водителей.
Пешеход. Безопасность пешехода.
Пассажир. Безопасность пассажира
Дорожный этикет.
11. Действия при пожаре –6 часов
Действия в различных ситуациях при пожаре.
Особенности тушения пожаров в городе
Особенности тушения пожаров на загородном участке
Особенности лесных пожаров
Особенности торфяных пожаров
Практическое занятие «Изготовление памяток «Действия в нештатных ситуациях»»
12. Средства пожаротушения – 2 часа
Первичные средства пожаротушения.
Практическое занятие «Выпуск стенгазеты «Первичные средства пожаротушения».
13.Помощь пострадавшим - 10 часов
Средства оказания медицинской помощи
Первая помощь при отравлении угарным газом
Первая помощь при ожогах
Первая помощь при поражении электричеством
Первая помощь при поражении молнией
Практика по перевязке, обработке ран, ожогов.
Первая помощь пострадавшим при пожаре и авариях на дороге.
Ваша безопасность в ваших руках.
Практическое занятие «Первая помощь пострадавшим».
Первая помощь при носовом кровотечении (практические занятия)

13. Герои среди нас – 2 часа
Герои среди нас.
Практическое занятие «Конкурс рисунков на тему героических поступков».
14. Повторение пройденного материала – 3 часа
Игра «Что я знаю о правилах?»
Будь внимательным и осторожным
Подведение итогов.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1

Дата
план
факт
04.09

Тема
Вводное занятие

2

08.09

Страницы истории – 4 часа
История создания пожарной охраны России и МЧС России.

3

11.09

История дорожного движения.

4

15.09

Викторина «История образования пожарной охраны и МЧС»

5

18.09

Акция «Внимание, дети!»
Пожарная безопасность – 6 часов

6

22.09

Права и обязанности граждан в области ПБ

7

25.09

Практическое занятие «Безопасность на уроках».

8

29.09

9

02.10

Практическое занятие «Обследование здания школы с целью
проверки пожарной безопасности».
Учебная тренировка

10

06.10

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.

11

09.10

Практическое занятие «Выпуск стенгазеты «Правила пожарной
безопасности».
Дорожная безопасность – 8 часов

12

13.10

Улица полна неожиданностей.

13

16.10

Наш город и его транспорт

14

20.09

Где и как переходить дорогу

15

23.10

Дорога в школу

16

27.10

Как рождаются опасные ситуации на дорогах

17

07.11

Знакомство с правилами дорожного движения.

18

10.11

Викторина «ПДД»

19

13.11

Практическое занятие «Выпуск стенгазеты «Правила дорожного
движения».
Пожары, их признаки и последствия - 4 часа

20

17.11

Основные причины возникновения пожаров.

21

20.11

Опасные факторы пожара.

22

24.11

Примеры пожаров.

23

27.11

Практическое занятие «Выпуск стенгазеты «Примеры пожаров».
Правила дорожного движения – 6 часов

24

01.12

Наши верные друзья на улицах и дорогах.

25

04.12

Сигналы регулирования дорожного движения

26

08.12

Знакомство со знаками дорожного движения.

27

11.12

Знакомство со светофорами.

28

15.12

Игра «Регулировщик»

29

18.12

Практическое занятие «Создание знаков дорожного движения.
Знаки пожарной безопасности – 4 часа

30

22.12

Знаки безопасности. Запрещающие знаки безопасности.

31

25.12

32

29.12

Предупреждающие знаки безопасности. Предписывающие знаки
безопасности.
Указательные знаки безопасности.

33

09.01

Практическое занятие «Изготовление знаков безопасности.
Знаки дорожной безопасности – 4 часа

34

12.01

Запрещающие знаки

35

15.01

Предупреждающие знаки

36

19.01

Знаки особого предписания и знаки сервиса

37

22.01

Дорожные ловушки
Безопасность при пожаре – 4 часа

38

26.01

Пожары и паника

39

29.01

Что делать в случае пожаров на даче?

40

02.02

Как спастись при пожаре. Основные рекомендации при пожаре.

41

05.02

Практическое занятие «Поведение во время пожара»
Безопасность на дорогах – 4 часа

42

09.02

Правила для водителей.

43

12.02

Пешеход. Безопасность пешехода.

44

16.02

Пассажир. Безопасность пассажира

45

19.02

Дорожный этикет.
Действия при пожаре –6 часов

46

22.02

Действия в различных ситуациях при пожаре.

47

26.02

Особенности тушения пожаров в городе

48

01.03

Особенности тушения пожаров на загородном участке

49

04.03

Особенности лесных пожаров

50

07.03

Особенности торфяных пожаров

51

11.03

Практическое занятие «Изготовление памяток «Действия в
нештатных ситуациях»»
Средства пожаротушения – 2 часа

52

15.03

Первичные средства пожаротушения.

53

18.03

54

22.03

Практическое занятие «Выпуск стенгазеты «Первичные средства
пожаротушения».
Помощь пострадавшим - 10 часов
Средства оказания медицинской помощи

55

01.04

Первая помощь при отравлении угарным газом

56

05.04

Первая помощь при ожогах

57

08.04

Первая помощь при поражении электричеством

58

12.04

Первая помощь при поражении молнией

59

15.04

Практика по перевязке, обработке ран, ожогов.

60

19.04

Первая помощь пострадавшим при пожаре и авариях на дороге.

61

22.04

Ваша безопасность в ваших руках.

62

26.04

Практическое занятие «Первая помощь пострадавшим».

63

29.04

Первая помощь при носовом кровотечении (практические занятия)
Герои среди нас – 2 часа

64

06.05

Герои среди нас.

65

13.05

Практическое занятие «Конкурс рисунков на тему героических
поступков»
Повторение пройденного материала – 3 часа

66

17.05

Игра «Что я знаю о правилах?»

67

20.05

Будь внимательным и осторожным

68

24.05

Подведение итогов.

Список учебно-методической литературы.
1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для
5 класса. – М., Просвещение, 2012.
2. Волович, В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации / В. Г. Волович. - М: Знание,
1990.
3. Гостюшин, А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / А. В. Гостюшин. - М.:
Зеркало, 1994.
4. Гражданская оборона / под ред. генерала армии А. Т. Алтунина. -М.: Воениздат, 1982.
5. Поляков, В. В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях / В. В. Поляков, Е. А.
Сербаринов. - М, 1992.
6. Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях,
катастрофах. -М.: Воениздат, 1990.

7. Справочные данные о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
экологического происхождения. - Ч. 2. - М.: МЧС, 1995.

Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1

Дата
план
факт
04.09

Тема
Вводное занятие

2

08.09

Страницы истории – 4 часа
История создания пожарной охраны России и МЧС России.

3

11.09

История дорожного движения.

4

15.09

Викторина «История образования пожарной охраны и МЧС»

5

18.09

Акция «Внимание, дети!»
Пожарная безопасность – 6 часов

6

22.09

Права и обязанности граждан в области ПБ

7

25.09

Практическое занятие «Безопасность на уроках».

8

29.09

9

02.10

Практическое занятие «Обследование здания школы с целью
проверки пожарной безопасности».
Учебная тренировка

10

06.10

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.

11

09.10

Практическое занятие «Выпуск стенгазеты «Правила пожарной
безопасности».
Дорожная безопасность – 8 часов

12

13.10

Улица полна неожиданностей.

13

16.10

Наш город и его транспорт

14

20.09

Где и как переходить дорогу

15

23.10

Дорога в школу

16

27.10

Как рождаются опасные ситуации на дорогах

17

07.11

Знакомство с правилами дорожного движения.

18

10.11

Викторина «ПДД»

19

13.11

Практическое занятие «Выпуск стенгазеты «Правила дорожного
движения».
Пожары, их признаки и последствия - 4 часа

20

17.11

Основные причины возникновения пожаров.

21

20.11

Опасные факторы пожара.

22

24.11

Примеры пожаров.

23

27.11

Практическое занятие «Выпуск стенгазеты «Примеры пожаров».
Правила дорожного движения – 6 часов

24

01.12

Наши верные друзья на улицах и дорогах.

25

04.12

Сигналы регулирования дорожного движения

26

08.12

Знакомство со знаками дорожного движения.

27

11.12

Знакомство со светофорами.

28

15.12

Игра «Регулировщик»

29

18.12

Практическое занятие «Создание знаков дорожного движения.
Знаки пожарной безопасности – 4 часа

30

22.12

Знаки безопасности. Запрещающие знаки безопасности.

31

25.12

32

29.12

Предупреждающие знаки безопасности. Предписывающие знаки
безопасности.
Указательные знаки безопасности.

33

09.01

Практическое занятие «Изготовление знаков безопасности.
Знаки дорожной безопасности – 4 часа

34

12.01

Запрещающие знаки

35

15.01

Предупреждающие знаки

36

19.01

Знаки особого предписания и знаки сервиса

37

22.01

Дорожные ловушки
Безопасность при пожаре – 4 часа

38

26.01

Пожары и паника

39

29.01

Что делать в случае пожаров на даче?

40

02.02

Как спастись при пожаре. Основные рекомендации при пожаре.

41

05.02

Практическое занятие «Поведение во время пожара»
Безопасность на дорогах – 4 часа

42

09.02

Правила для водителей.

43

12.02

Пешеход. Безопасность пешехода.

44

16.02

Пассажир. Безопасность пассажира

45

19.02

Дорожный этикет.
Действия при пожаре –6 часов

46

22.02

Действия в различных ситуациях при пожаре.

47

26.02

Особенности тушения пожаров в городе

48

01.03

Особенности тушения пожаров на загородном участке

49

04.03

Особенности лесных пожаров

50

07.03

Особенности торфяных пожаров

51

11.03

Практическое занятие «Изготовление памяток «Действия в
нештатных ситуациях»»
Средства пожаротушения – 2 часа

52

15.03

Первичные средства пожаротушения.

53

18.03

54

22.03

Практическое занятие «Выпуск стенгазеты «Первичные средства
пожаротушения».
Помощь пострадавшим - 10 часов
Средства оказания медицинской помощи

55

01.04

Первая помощь при отравлении угарным газом

56

05.04

Первая помощь при ожогах

57

08.04

Первая помощь при поражении электричеством

58

12.04

Первая помощь при поражении молнией

59

15.04

Практика по перевязке, обработке ран, ожогов.

60

19.04

Первая помощь пострадавшим при пожаре и авариях на дороге.

61

22.04

Ваша безопасность в ваших руках.

62

26.04

Практическое занятие «Первая помощь пострадавшим».

63

29.04

Первая помощь при носовом кровотечении (практические занятия)
Герои среди нас – 2 часа

64

06.05

Герои среди нас.

65

13.05

Практическое занятие «Конкурс рисунков на тему героических
поступков»
Повторение пройденного материала – 3 часа

66

17.05

Игра «Что я знаю о правилах?»

67

20.05

Будь внимательным и осторожным

68

24.05

Подведение итогов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».