РП Калейдоскоп наук География

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Управление образования МО Алтайский район
МБОУ «Кайбальская средняя школа»
.
Согласовано:

Утверждаю:

Заместитель директора по УВР
______________Николаюк Е.А.

Директор
_____________Жадан И.В

Приказ №117

Приказ № 117

от «28» 08. 2023 г

от «28» 08. 2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАМММА
«Курса «Калейдоскоп наук: география»

Составитель: Никитченко Н.О.
Учитель ОБЖ и географии

д. Кайбалы, 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Калейдоскоп наук: география» (далее Программа) является
составной частью основной образовательной программы основного общего образования
МБОУ «Кайбальская СШ». Программа составлена в соответствии с федеральными,
региональными и муниципальными нормативными документами. Программа составлена с
учетом требований ФГОС ООО.
Актуальность выбранного направления определяется ведущей ролью умственной
деятельности и социализации школьника в период обучения в 5-8 классах. Вся жизнь
человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы.
Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей
нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все
более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и
взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные
требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и
учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда
было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач.
Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона социализации личности обучающегося.
Развитый интеллект, в рамках проектной деятельности, отличает активное отношение к
окружающему миру, стремление выйти за пределы известного, активность ума,
наблюдательность, способность выделять в явлениях и фактах их существенные стороны
и взаимосвязи; системность, обеспечивающая внутренние связи между задачей и
средствами, необходимыми для наиболее рационального ее решения; самостоятельность,
которая проявляется как в познании, так и в практической деятельности, поиске новых
путей изучения действительности.
Целью курса является повышение уровня предметной и психологической
подготовки учащихся к сдаче ВПР по географии (знакомства школьников с
особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения
аттестационных документов и бланков ответов).
В соответствие с учебным планом, программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в
неделю. Занятия проводятся согласно утвержденного расписания.
Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного
содержания географических знаний и состоит из двух разделов: введение и
освоение основных разделов курса.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к
обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения
самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса.
Данная рабочая программа составлена на основе
- фундаментального ядра содержания общего образования;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего
образования, представленных в ФГОС общего
образования второго поколения;
- примерной программы основного общего образования по географии как
инвариантной части учебного курса;

- рабочей программы А. И. Алексеева к учебнику «География России». М.:
Просвещение, 2014;
- программы развития и формирования универсальных учебных действий;
- программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Используемый учебник: География. 5-6,7,8 класс: учеб. для общеобразовательных
организаций с прилож. на электрон. носителе – А.И. Алексеев, В.В. Николина,
Е.К. Липкина. -192с.: ил., карт. - (Полярная звезда)
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных
ориентаций,идейно-нравственных,культурных,гуманистических и этических
принципов и ном поведения.
1. формирование познавательной и информационной культуры, в том числе
развития навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами,
доступными инструментами и техническими средствами информационных
технологий;
2. формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и мира;
3.формирование
коммуникативной
компетентности
в
образовательной,общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности;
4.формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во
всех ее проявлениях и необходимости ответственности, бережного отношения к
окружающей среде;
Метапредметные результаты:
1.овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2.умение организовывать свою деятельность,определять ее цели и задачи,
выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать
достигнутые результаты;
3.формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее,
4.давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал,
строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи,
аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать
умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том
числе проектные:
5.умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы
взаимодействия, планировать общие способы работы;
6.формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в
области
использования
технических
средств
и
информационных
технологий(компьютеров, программного обеспечения)как инструментальной

основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных
действий;
формирование умений
рационально
использовать
широко
распространенные инструменты и технические средства информационных
технологий;
7.умение извлекать информацию из различных источников (включая
средства массовой информации, ресурсы
Интернета); умение свободно
пользоваться справочной литературой. в том числе и на электронных носителях,
соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
8.умение работать в группе - эффективно сотрудничать и взаимодействовать на
основе координации различных позиций при выработке общего решения в
совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать
свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией
партнеров.
Предметные результаты:
1. формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении
планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины
мира, их необходимости для решения современных практических задач
человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и
рационального природоиспользование;
2. формирование представлений и основополагающих теоретических знаниях о
целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во
времени,
3. овладение основами картографической грамотности и использования
географической карты как одного из «языков» международного общения;
2.Содержание учебного предмета, курса
Введение (1 час)
Особенности процедуры проведения ВПР по географии в 7 классе. Нормативноправовые и другие документы, определяющие порядок проведения ВПР для
учащихся 7 классов по географии, бланки ВПР и иные сведения, связанные с
данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности ВПР по географии,
демонстрационные версии.
1. Развитие географических знаний о Земле (5ч).
Как люди открывали Землю. Представления о мире в древности. Путешествия викингов,
Афанасия Никитина, Марко Поло. Великие географические открытия. Путешествия Х.
Колумба, Фернана Магеллана, Абеля Тасмана, Ф. Беллинсгаузена, М. Лазарева.
Выполнение тренировочных заданий.
2. План и Карта(5ч.)
Способы ориентирования на местности. Стороны света. Азимут. Изображение Земли на
плоскости. Географическая карта, отличия карты и плана. Градусная сетка на карте.
Измерение расстояний с помощью градусной сетки. Географические координаты географическая широта и долгота. Способы изображения земной поверхности. Способы
изображения рельефа земной поверхности. Использование инструментов и приборов.
Выполнение тренировочных заданий.
3Литосфера. (10ч.)
Строение литосферы, типы земной коры, движение литосферных плит. Горные породы и
минералы, полезные ископаемые. Землетрясение и вулканизм. Рельеф земли- горы и

равнины. Литосфера и человек, методы борьбы с землетрясениями, оползнями и обвалами,
способы добычи полезных ископаемых, антропогенные формы рельефа. Выполнение
тренировочных заданий.
4.Природа Земли. (8ч.)
Температура воздуха на разных широтах. Распределение температур на Земле. Тепловые
пояса. Изотермы. Давление воздуха и осадки на разных широтах. Распределение
атмосферного давления и осадков на земном шаре. Общая циркуляция атмосферы. Типы
воздушных масс и их свойства. Пассаты. Западные ветры умеренных широт. Восточные
(стоковые) ветры полярных областей. Муссоны. Климатические пояса и области Земли.
Роль климатических факторов в формировании климата. Зональность климата. Основные и
переходные климатические пояса. Природные зоны Земли. Выполнение тренировочных
заданий.
5.Повторение, выполнение тренировочных заданий. (5ч.)
3. Учебно-тематическое планирование.
№
п/п

Название разделов и
тем

Всего
часов

Количество часов
теоретических

практических

проверочных
работ

1.

Введение

1

1

2.

5

3

3

-

3.

Развитие
географических
знаний о Земле
План и Карта

5

3

2

-

4.

Литосфера

10

3

2

-

5.

Природа Земли

8

3

1

-

8.

Повторение,
выполнение
тренировочных
заданий.
Всего часов:

5

5

-

16

-

34

19

-

Календарно-тематическое планирование
№
П/
п
1

Тема

Введение (1 час)
Особенности процедуры проведения ВПР по географии в 6 классе.

Дата
по
плану
05.09

2

1. Развитие географических знаний о Земле (5ч).
Как люди открывали Землю. Представления о мире в древности.
Путешествия викингов, Афанасия Никитина, Марко Поло.

12.09

3

19.09

4

Великие географические открытия.
Путешествия Х. Колумба, Фернана Магеллана, Абеля Тасмана, Ф.
Беллинсгаузена, М. Лазарева.
Выполнение тренировочных заданий

5

Выполнение тренировочных заданий.

03.10

6

2. План и Карта(5ч.)
Способы ориентирования на местности. Стороны света. Азимут.
Изображение Земли на плоскости.

10.10

7

Выполнение тренировочных заданий.

17.10

8

24.10

9

Градусная сетка на карте. Географические координаты - географическая
широта и долгота.
Измерение расстояний с помощью градусной сетки.

10

Выполнение тренировочных заданий.

11.11

11

Выполнение тренировочных заданий.

14.11

26.09

07.11

21.11

13

3. Литосфера. (10ч.)
Строение литосферы, типы земной коры.
Движение литосферных плит.

14

Горные породы и минералы, полезные ископаемые.

05.12

15

Вулканизм.

12.12

12

28.11

16

Землетрясение.

19.12

17

Рельеф земли – горы.

26.12

Дата
по
факту

18

Рельеф земли - равнины.

09.01

19

Литосфера и человек, антропогенные формы рельефа.

16.01

20

Выполнение тренировочных заданий.

23.01

21

Выполнение тренировочных заданий.

30.01

4.Природа Земли. (8ч.)
22

Тепловые пояса. Изотермы.

06.02

23

Давление воздуха и осадки на разных широтах.

13.02

24

Общая циркуляция атмосферы.

20.02

25

Роль климатических факторов в формировании климата. Основные и
переходные климатические пояса.

27.02

26

Природные зоны Земли

05.03

27

Природные зоны Земли

12.03

28

Природные зоны Земли

19.03

29

Выполнение тренировочных заданий.

02.04

4. Повторение, выполнение тренировочных заданий. (5ч.)
30

Выполнение тренировочных заданий

09.04

31

Выполнение тренировочных заданий.

16.04

32

Выполнение тренировочных заданий

23.04

33

Выполнение тренировочных заданий.

07.05

34

Выполнение тренировочных заданий.

14.05

Список литературы
литература для разработки программы и организации образовательного процесса
1. Болысов С.И., Гладкевич Г.И., Зубаревич Н.В., Фетисов А.С. Пособие по
географии для поступающих в вузы.- М.: ЧеРо, Geniusloci? 1995.-159 с.
2. География, экология, природопользование: Республиканские школьные
олимпиады 2000-2005 гг.: Учебно-методическое пособие. Сост. Кудрявцев А. Ф.,
Малькова И.Л. Ижевск, УдГУ, 2006.-132 с.
3. Задачи по географии: Пособие для учителей под редакцией А.С. Наумова.- М.:
МИРОС, 1993.-192с.
4. Курашева Е.М. География.9-10 кл.Задания на определение географических
объектов.-М.: Дрофа, 2011.-106с.
5. Олимпиады по географии. 6-11 кл.: методическое пособие/Под редакцией О.А.
Климановой, А.С. Наумова.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2004.-205 стр.
6. Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии.-М.:
Просвещение, 1994.-367 с.
7. Физическая география: Справочное пособие для подготовительных отделений
вузов. Под редакцией К.В. Пашканга.-М.: Высш. Шк., 1991.-286 с
8. География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных
курсов/ авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007.
литература, рекомендуемая для учеников по данной программе
1.Страны мира. Статистический справочник ООН. – М. Весь мир. 2008, 2009.
2. Географические энциклопедии.
3. Географические атласы для средней школы.
4. Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. –СПб.:ООО «Виктория плюс»,
2012. -96 с.
5.Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/В.А. Низовцев,
Н.А. Марченко.-М.:Айрис-пресс, 2010. -304 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».