5-7 классы Хоровое пение ,,Вдохновение,,

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МБОУ «Кайбальская СШ»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Зам. директора по УВР

Директор

________________________ ________________________
Николаюк Е. А.
Жадан И. В.
Приказ № 117 от «28»
Приказ № 117 от «28»
082023 г.
082023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3787848)
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
предметной области «Искусство» (Музыка) «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
(Хор «Вдохновение»)

для обучающихся 5,7 классов

д. Кайбалы, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ЦЕЛИ И
ЗАДАЧИ
Занятия хоровым пением в общеобразовательных организациях
осуществляются в рамках вариативного подхода и предоставляют
обучающимся возможность углублённого изучения предметной области
«Искусство». Среди различных видов музицирования хоровое пение стоит
на первом месте, как наиболее доступная и массовая форма музыкальноисполнительской деятельности. «Хоровое пение» является органичным
дополнением уроков предмета «Музыка», включённого в обязательную
часть учебного плана начального общего образования (1—4 кл.) и основного
общего образования (5—8 кл.).
Программа составлена на основе «Требований к результатам освоения
основной образовательной программы», представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего
образования и основного общего образования, а также на основе
характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной
программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.).
Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и
воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для
достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при
освоении предметной области «Искусство» («Музыка»), учитывает
практический опыт образовательных организаций, осуществлявших
исследовательскую и экспериментальную работу по данному направлению
эстетического воспитания.
Программа «Хоровое пение» предназначена для организации внеурочной
деятельности обучающихся начального и основного общего образования
(1—4 и 5—9 кл.). Допускается расширение сферы её применения также на
ступень среднего общего образования при наличии соответствующих
потребностей обучающихся и запросов от родителей (законных
представителей) обучаюшихся 10—11 классов.
Хоровые занятия проводятся преимущественно во второй половине дня.
Частота и регулярность занятий — по 1 (1,5) ч 1—2 раза в неделю. Основное
содержание занятий — пение, освоение соответствующих теоретических и
практических умений и навыков, концертно-исполнительская деятельность.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ

При организации внеурочных занятий хоровым пением возможны
различные организационные модели, учитывающие специфический
комплекс условий и возможностей конкретного образовательного
учреждения, интересы и потребности участников образовательных
отношений.
1. Модель «Класс — хор»
Внеурочные занятия хоровым пением организуются для каждого класса
отдельно. По решению родителей (законных представителей) обучающихся
занятия посещают все ученики класса либо только те обучающиеся, которые
проявляют интерес к данному виду музицирования, имеют для этого
соответствующие способности.
2. Модель «Параллель — хор» Данная организационная модель может
быть использована для проведения объединённых внеурочных
занятий для обучающихся одной параллели (1 кл., 2 кл. и т. д.).
Занятия являются предметом по выбору не обязательным для
посещения всеми обучающимися парраллели.
3. Уровневая модель Данная модель предполагает, что в хоровом
коллективе могут одновременно заниматься обучающиеся разных
классов и параллелей. В хоровом коллективе начального уровня
могут заниматься учащиеся первого года обучения, в хоровом
коллективе следующего уровня — обучающиеся, которые
занимаются хоровым пением второй-третий год и т. д.
4. Общешкольный хор Данная модель предполагает, что в едином
коллективе занимаются обучающиеся разного возраста и уровня
подготовки. Различия в вокальных данных и певческих навыках
компенсируются за счёт репертуара, грамотного разделения хористов
на партии, использования потенциала творческого наставничества
старших обучающихся над младшими товарищами. Количество
участников одного хорового коллектива может составлять от 15 до
60 человек. При наличии большего количества желающих
целесообразно распределить обучающихся на группы, сохранив
возможность проведения сводных репетиций перед выступлениями.
Типы и виды занятий По форме проведения занятия подразделяются на
четыре типа: 1) индивидуальное и/или мелкогрупповое
прослушивание/занятие: В таком случае обучающимися первого года
обучения могут быть ученики и первого, и, например, четвёртого класса в
зависимости от того, в каком возрасте обучающийся начал посещать хоровые
занятия.

при наборе в хор;
• при переходе из одного класса/уровня в другой;
• для периодической оценки индивидуального темпа развития
вокально-хоровых навыков обучающихся;
• для работы с неточно интонирующими обучающимися
(«гудошниками»);
• для работы с солистами, одарёнными обучающимися; 2)
комбинированное занятие — групповая (по партиям) и
коллективная вокально-хоровая работа; 3) сводная репетиция;
4) концертное выступление.
Педагогические кадр Важным условием полноценного освоения
обучающимися данной программы является профессиональное кадровое
обеспечение учебно-воспитательного процесса. Высокие результаты
возможны только при условии проведения занятий педагогом, имеющим
профессиональную дирижёрско-хоровую подготовку. Значительный вклад в
качество хоровых занятий вносит концертмейстер. При большом количестве
обучающихся, занимающихся в хоровом коллективе под управлением одного
педагога (дирижёра), возникает необходимость в дополнительной помощи
хормейстера. Таким образом, в реализации данного направления могут быть
задействованы более одного (оптимально — три) специалиста с профильной
музыкально-педагогической подготовкой В соответствии с положениями
обновлённого ФГОС данные кадровые условия могут быть реализованы как
непосредственно силами педагогического коллектива образовательного
учреждения, так и с привлечением специалистов из сферы культуры,
системы дополнительного образования по линии сетевого взаимодействия.
Материально-техническим условием реализации данной программы является
наличие просторного помещения с фортепиано. Цели и задачи программы
«Хоровое пение» определяются в рамках обобщённых целей и задач ФГОС
НОО и ООО, Примерных программ по музыке НОО и ООО, являются их
логическим продолжением.
Главная цель:
Развитие музыкальной культуры обучающихся как части их духовной
культуры через коллективную исполнительскую деятельность — пение в
хоре.
Основные цели в соответствии со спецификой освоения предметной области
«Искусство» в целом и музыкального искусства в частности:
• 1) становление системы ценностей обучающихся в единстве
эмоциональной и познавательной сферы;
•

2) осознание значения музыкального искусства как универсального языка
общения, интонационно-художественного отражения многообразия
жизни;
• 3) реализация творческих потребностей обучающихся, развитие
потребности в общении с произведениями искусства, внутренней
мотивации к музицированию.
Достижению поставленных целей способствует решение круга задач,
конкретизирующих в процессе регулярной музыкальной деятельности
обучающихся наиболее важные направления, а именно:
— приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через опыт
собственного переживания музыкальных образов, развитие и
совершенствование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в
искусстве и в жизни;
— развитие эмоционального интеллекта, общих и специальных
музыкальных способностей обучающихся;
— формирование устойчивого интереса к постижению художественной
картины мира, приобретение разнообразного опыта восприятия музыкальных
произведений;
•

— расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к
музыкальной культуре других стран и народов;
— понимание основных закономерностей музыкального искусства:
интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные
средства, элементы музыкального языка, направления, стили и т. д.;
— формирование чувства коллективизма, сопричастности к общему
творческому делу, ответственности за общий результат;
— гармонизация межличностных отношений, формирование
позитивного взгляда на окружающий мир;
— улучшение физического и психического самочувствия, укрепление
здоровья обучающихся;
— создание в образовательном учреждении творческой культурной
среды;

— получение обучающимися опыта публичных выступлений,
формирование активной социальной позиции, участие в творческой и
культурной жизни школы, района, города, республики, страны.
— воспитание уважения к культурному, музыкальному наследию
России; практическое освоение интонационно-образного содержания
произведений отечественной музыкальной культуры;

Основным содержанием обучения и воспитания по программе «Хоровое
пение» является опыт проживания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями коллективного исполнения
вокально-хоровых произведений (постижение мира через переживание,
самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление,
воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт
сотворчества и сопереживания). Непосредственная певческая деятельность
рассматривается «как процесс личностного интонационного постижения
смысла музыкального образа посредством проживания-впевания каждой
интонации»Основным содержанием обучения и воспитания по программе
«Хоровое пение» является опыт проживания специфического комплекса
эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями коллективного
исполнения вокально-хоровых произведений (постижение мира через
переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное
становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека
через опыт сотворчества и сопереживания).Непосредственная певческая
деятельность рассматривается «как процесс личностного интонационного
постижения смысла музыкального образа посредством проживания-впевания
каждой интонации».
Содержание внеурочных занятий по «Хоровому пению» вытекает из
содержательной логики изучения предмета «Музыка», которое структурно
представлено восемью сквозными модулями (тематическими линиями) в
начальной школе и девятью модулями в основной школе. Преемственность
тематических линий между начальным и основным образованием может
быть представлена следующим образом:
Начальная школа
МОДУЛИ
«Музыкальная грамота»

Основная школа

Жанры музыкального искусства»
«Музыка в жизни
человека»
«Народная музыка
России»
«Музыка народов мира»
«Духовная музыка»
«Классическая музыка»
«Современная

«Музыка моего края»
«Народное музыкальное творчество
России»
«Музыка народов мира»
«Истоки и образы русской и европейской
духовной музыки»
«Европейская классическая музыка»
«Русская классическая музыка»
«Современная музыка: основные жанры и

музыкальная культура»
«Музыка театра и кино»

направления»
«Связь музыки с другими видами
искусств»

Вариативный принцип, лежащий в основе модульной структуры программы
по предмету «Музыка», позволяет развивать её тематические линии и в
программе внеурочной деятельности «Хоровое пение». Такой подход
позволит учителю наиболее эффективно использовать учебное время,
учитывая возможности и потребности обучающихся, условия организации
различных видов деятельности, формы и методы освоения содержания,
совершенствования важнейших предметных умений и навыков.
Тематический модуль

Музыкальная грамота

Жанры музыкального
искусства

Содержание
Ноты певческого
диапазона, длительности и
паузы, основные
музыкальные размеры,
штрихи, динамика,
дополнительные
обозначения в нотах
(реприза, вольта, фермата
и др.
Знаки альтерации. Лад,
тональность, тоника.
Интонация, мотив, фраза.
Одноголосие,
многоголосие. Мелодия,
аккомпанемент.
Интервалы, аккорды.
Музыкальная форма
(двухчастная, трёхчастная,
куплетная, рондо).
Основные черты жанра,
характер, музыкальновыразительные средства,
отражённое в жанре
жизненное содержание.
Простейшие жанры:
песня, танец, марш.
Жанровые сферы:
песенность,
танцевальность,
маршевость.
Жанры камерной
вокальной музыки XIX—
XX вв. (романс, вокализ,
ноктюрн, серенада,
баркарола и др.).

Виды деятельности обучающихся
Сольмизация, хоровое сольфеджио:
проговаривание, пропевание по
нотам попевок, мелодий изучаемых
произведений. Анализ
мелодического и ритмического
рисунка песни (направление
движения, поступенное движение,
скачки, повторы, остановки
кульминации).
Пение с ручными знаками,
тактированием. Интонационнослуховые упражнения с
применением наглядных моделей
(рука — нотный стан, столбица и
др.).
Составление исполнительского
плана песни с опорой на нотный
текст

Разучивание, анализ, исполнение,
музыкальных произведений с ярко
выраженной жанровой основой.
Слушание, сравнение, критическая
оценка различных интерпретаций
изучаемых произведений.
На выбор или факультативно:
Посещение концертов, фестивалей,
просмотр телевизионных и
интернет-трансляций. Составление
письменного отзыва, рецензии на
концерт

Циклические формы и
жанры (цикл вокальных
миниатюр, сюита, кантата)

Музыка в жизни
человека

Музыка моего края

Музыка народов
России

Стремление человека к
красоте. Хор —
музыкальное единство
людей. Особое
переживание — слияние
голосов в пении.
Музыкальный образ,
настроения, мысли и
чувства, которые передаёт
музыка. Образы природы,
людей, событий
(музыкальные пейзажи,
портреты и т. п.). Песни,
посвящённые Родине,
семье, образам детства,
дружбе, войне,
праздникам и др.
Традиционный песенный
фольклор малой родины
— обработки народных
мелодий для детского
хора.
Гимны, песни-символы
родного края, своей
школы, республики.
Вокальные произведения
композиторов-земляков
Русские народные песни и
песни других народов
России в обработках для
детского хора

Песни народов мира в
Музыка народов мира обработках для детского
хора

Духовная музыка

Образцы литургической
музыки русских и
зарубежных
композиторов-классиков,
сочинения современных
композиторов на

Выстраивание хорового унисона,
поиск красивого тембра звучания
хора.
Разучивание, исполнение песен, в
которых раскрывается внутренний
мир человека, чувства и жизнь
ребёнка, образы близких людей.
Работа над песнями и хорами,
воспевающими красоту родной
природы, подвиги героев, любовь к
Родине, другие темы, созвучные
базовым национальным ценностям.
Публичные выступления на
праздниках, фестивалях, акциях,
посвящённых памятным датам и
традиционным праздникам.На
выбор или факультативно:
Организация эстетического досуга
своих друзей, членов своей семьи
Разучивание, исполнение обработок
народных песен и песен
современных композиторов своего
края. На выбор или факультативно:
Творческие встречи с
композиторами-земляками. Участие
в региональных смотрах-конкурсах.
Творческие проекты, посвящённые
музыкальной культуре родного края
Разучивание, исполнение обработок
народных песен. Сочинение
мелодических, ритмических
подголосков и аккомпанементов к
ним. Создание сценических
театрализованных композиций на
основе различных фольклорных
жанров. Участие в общешкольном
фестивале, посвящённом музыке
разных народов, смотрах-конкурсах
областного, межрегионального
уровня
Разучивание, исполнение вокальных
произведений духовной музыки.
Выступление с программой
духовной музыки на концерте перед
публикой. На выбор или
факультативно:
Подготовка сценария выступления,

Классическая
музыка

Современная
музыкальная
культура

канонические тексты —
песни и хоры духовного
содержания
Светская музыка
русских и зарубежных
композиторовклассиков в обработках
для детского хора.
Произведения
И. С. Баха,
Г. Ф. Генделя,
Й. Гайдна, Дж.
Каччини, Дж.
Перголези, В. А.
Моцарта, Л. ван
Бетховена, Р. Шумана,
Ф. Шуберта, Э. Грига,
А. Дворжака,
М. Глин ки, П.
Чайковского, А. Бородина,
Н. Римского-Корсакова,
А. Аренского,
С. Рахманинова,
Ц. Кюи, А. Гречанинова,
В. Калинникова,
Р. Глиэра
Вокальные произведения
для детей современных
композиторов, в том числе
песни, написанные
современным
музыкальным языком, в
джазовом стиле и т. д.
Сочинения композиторов
С. Баневича, Р. Бойко, М.
Дунаевского, А. Зарубы,
В. Кикты, Е. Крылатова, З.
Левиной, Ж. Металлиди,
Р. Паулса, А. Пахмутовой,
Е. Подгайца,
М. Ройтерштейна,
М. Славкина,
С. Соснина, Г. Струве,
Я. Френкеля,
Ю. Чичкова, И. Шварца,
Р. Щедрина

Музыка театра и
кино, связь музыки с
другими видами

Песни и хоры из кино и
мультфильмов, фрагменты
из мюзиклов, опер,

кратких пояснительных текстов об
исполняемых произведениях.

Разучивание, исполнение вокальных
сочинений, переложений для
детского хора инструментальных
камерных и симфонических
произведений композиторовклассиков. Интонационный анализ.
На выбор или факультативно:
Подготовка просветительского
концерта, составление программы
выступления, создание кратких
пояснительных текстов об
исполняемых произведениях

Разучивание, исполнение
произведений современных
композиторов. Сочинение
мелодических, ритмических
подголосков и аккомпанементов к
ним.
Инструментальное сопровождение
(на ударных и шумовых
инструментах, с помощью звучащих
жестов) вокального исполнения
песен.
Создание сценических
театрализованных композиций на
основе исполняемых произведений.
На выбор или факультативно:
Поиск информации о современных
композиторах — авторах песен,
подготовка концерта, создание
кратких пояснительных текстов об
исполняемых произведениях
Разучивание, исполнение хоровых
номеров из опер и мюзиклов,
обработок известных мелодий

искусств

театральных постановок.
Сочинения композиторов
Ц. Кюи,
М. Коваля, М. Красева, Э.
Л. Уэббера, Ф. Лоу, Р.
Роджерса,
Дж. Гершвина, А.
Миллера, Е. Крылатова, И.
Дунаевского, М.
Дунаевского,
А. Журбина,
А. Семёнова,
Ю. Галахова,
Б. Чайковского, Г.
Гладкова, С. Плешака, и
др.

театра и кино для детского хора.
Инструментальное сопровождение
(на ударных и шумовых
инструментах, с помощью звучащих
жестов) вокального исполнения
песен. Создание сценических
театрализованных композиций на
основе исполняемых произведений.
На выбор или факультативно:
Творческий проект: озвучивание
фрагмента фильма
(мультфильма).

Большинство1 занятий в течение учебного года носит репетиционный
характер и состоит из комбинированной вокально-хоровой работы по
партиям и совместной певческой деятельности всего коллектива. Каждое
занятие включает в себя:
1. Работу над певческой установкой, правильным дыханием, дикцией,
артикуляцией.
2. Упражнения для развития интонационного и ритмического слуха.
3. Вокальные упражнения на развитие, совершенствование певческих
навыков: интонационной точности, подвижности голоса, расширения
его диапазона.
4. Разучивание новых произведений.
5. Повторение и творческая интерпретация произведений, выученных
ранее.
6. Подготовка концертной программы для выступлений хорового
коллектива.
Освоение тематических модулей реализуется прежде всего через
разучивание песен и хоров соответствующего содержания. Очерёдность
освоения модулей, принцип их компоновки в календарно-тематическом
плане — свободные.
Примерный репертуарный список, перечень музыкальных произведений,
описание упражнений и распеваний с распределением по годам обучения
приведён ниже.
Большинство1 занятий в течение учебного года носит репетиционный
характер и состоит из комбинированной вокально-хоровой работы по
партиям и совместной певческой деятельности всего коллектива. Каждое
занятие включает в себя:

1. Работу над певческой установкой, правильным дыханием, дикцией,
артикуляцией.
2. Упражнения для развития интонационного и ритмического слуха.
3. Вокальные упражнения на развитие, совершенствование певческих
навыков: интонационной точности, подвижности голоса, расширения его
диапазона.
4. Разучивание новых произведений.
5. Повторение и творческая интерпретация произведений, выученных
ранее.
6. Подготовка концертной программы для выступлений хорового
коллектива.
Освоение тематических модулей реализуется прежде всего через
разучивание песен и хоров соответствующего содержания. Очерёдность
освоения модулей, принцип их компоновки в календарно-тематическом
плане — свободные.
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР
1-й год обучения
Упражнения, распевания
Упражнения на чёткое, лёгкое исполнение мелких длительностей в
подвижном темпе при одновременном решении двух задач: интонационная
точность и чёткая дикция.
Упражнения на развитие гармонического слуха (спеть нижний звук из двух,
средний звук из трёх).
Упражнения, состоящие из 5—8 звуков: на развитие гибкости голоса,
звуковысотного и динамического диапазона.
Распевания по принципу секвенций на основе нисходящих и восходящих
мотивов (отрезки звукоряда, трезвучия), исполняемые различными
штрихами.
Пение гамм с названием нот и на разные слоги, пение с переносом по
тетрахордам.
Распевания А. Яковлева, в том числе с элементами двухголосия, ломаного
арпеджированного движения мелодии.
Русские народные песни
А мы просо сеяли
Ах, утушка луговая
У зари-то, у зореньки
Как пойду я на быструю речку
Как за речкою, да за Дарьею

Среди долины ровныя
Как у наших у ворот (двухгол.)
Я с комариком плясала (двухгол.)
Во кузнице (трёхгол.)
Песни, выученные в предыдущие годы, в двухголосном переложении.
Музыка народов России, других народов мира
Голос Родины моей. Тувинская народная песня. Обработка М. Грачёва,
русский текст О. Грачёва.
Горный край. Алтайская народная песня. Обработка М. Грачёва, русский
текст О. Грачёва.
Красные ветки клёна. Калмыцкая народная песня. Обработка М. Грачёва,
русский текст М. Лапирова.
Дождик. Татарская народная песня, обработка Дж. Файзи, русский текст А.
Ерикеева.
Гуси-лебеди. Мордовская народная песня.
В лесу. Мордовская народная песня.
Яблоня. Мордовская народная песня в обработке А. Николаева, перевод Н.
Николаевой и О. Доброхотовой.
Курай. Музыка А. Зиннуровой, слова Р. Ураксиной.
Песня о рыбаке. Нанайская народная песня.
Верблюжонок. Казахская народная песня.
Оп-майда. Киргизская народная песня. Русский текст Л. Дымовой.
Бульба. Белорусская народная песня. Русский текст О. Румер.
Путь в горах. Болгарская народная песня. Обработка А. Животова, перевод
С. Болотина.
Четыре таракана и сверчок. Итальянская народная песня.
Обработка О. Долуханяна.
Пер-музыкант. Норвежская народная песня (двухгол.).
Шерсть ягнят. Французская народная песня (двухгол.).
Песни, выученные в предыдущие годы, в двухголосном переложении.
Русская и зарубежная классика
Терцет во славу мажорной гаммы. Музыка Л. Керубини.
Гимн ликования. Музыка И. С. Баха, слова Я. Родионова.
Детские игры. Музыка В. Моцарта, русский текст Т. Сикорской.
Откуда приятный и нежный тот звон (хор из оперы «Волшебная
флейта»). Музыка В. Моцарта.
Закат солнца. Музыка В. Моцарта. Русский текст неизвестного автора.
Переложение А. Луканина.

Менуэт Экзоде. Музыка Ж. Векерлена, слова Ш. С. Фавара, перевод Ю.
Римской-Корсаковой.
Лесная песня. Музыка Э. Грига, слова Г. Х. Андерсена, перевод Т.
Ефременковой.
Заход солнца. Музыка Э. Грига, слова А. Мунка, перевод С. Свиренко
(двухгол.).
Форель. Музыка Ф. Шуберта, слова К. Шубарта, русский текст В.
Костомаровой.
Полевые цветы. Музыка Ф. Мендельсона, слова Я. Серпина.
Песня охотника (из оперы «Вольный стрелок»). Музыка К. Вебера, слова
Ф. Шиллера, перевод Б. Светличного. Серенада. Музыка Ж. Бизе, слова А.
Бернадского.
Ты, соловушко, умолкни. Музыка М. Глинки, слова В. Забеллы.
Жаворонок. Музыка М. Глинки, слова Н. Кукольника.
Весна. Цветок. Музыка П. Чайковского, слова А. Плещеева. Спящая
княжна. Музыка и слова А. Бородина.
Горные вершины. Музыка А. Рубинштейна, слова М. Лермонтова.
Многая лета. Д. Бортнянский, переложение для детского хора.
Моя ласточка сизокрылая. Музыка В. Ребикова, слова Н. Некрасова.
Призыв весны. Стучит-бренчит. Звоны. Пчёлка. Музыка А.
Гречанинова, слова народные.
Песня о Москве. Музыка Г. Свиридова, слова А. Барто.
Песни современных композиторов
Матерям погибших героев. Музыка Г. Струве, слова Л. Кондрашенко.
Утро. Музыка Р. Бойко, слова С. Есенина.
Речкина песня. Музыка Е. Подгайца, слова М. Веховой.
Эхо. Музыка Е. Подгайца, слова В. Мусатова.
Лунный ёжик. Музыка Е. Подгайца, слова А. Ильяшенко.
Первое путешествие. Музыка В. Семёнова, слова В. Орлова.
Из чего сделаны сны? Музыка С. Старобинского, слова О. Дриза.
Дарите музыку друг другу. Музыка О. Юдахиной, слова В. Степанова.
Снилось мальчишке море. Музыка Н. Мартынова, слова Л. Норкина.
Весенняя песня. Музыка Р. Лагидзе, русский текст М. Вайнштейн.
Песенка вешняя. Музыка В. Серебренникова, слова А. Матутиса.
Новый год идёт. Музыка и слова А. Ермолова.
Кот лета. Музыка С. Плешака, слова Б. Заходера.
Каникулы. Как ни странно. Музыка и слова Л. Марченко.
Румяной зарёю. Музыка А. Думченко, слова А. Пушкина.

Пожелание на Рождество. Музыка М. Малевича, слова И. Морсаковой.
Небо плачет (из цикла «Пять песен на стихи Аспазии»). Музыка Р. Паулса,
перевод О. Петерсон.
Песенка накануне весны. Вербочки. Идиллия летнего вечера. Идиллия
зимней дороги (из цикла «Песни ивовой свирели» на стихи В. Плудониса).
Музыка Р. Паулса, перевод О. Петерсон.
Всем, всем добрый день! (из кантаты «Всем, всем добрый день»). Музыка
Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.
Крылатые качели. Это знает всякий (из телефильма «Приключения
Электроника»). Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.
2-й год обучения
Упражнения, распевания
Упражнения для развития гармонического слуха (определение на слух в
сравнении интервалов и аккордов), определение гармонических функций
(тоника, доминанта, субдоминанта). (Спеть нижний звук из двух, средний,
нижний звук из трёх.)
Упражнения на освоение двухголосного и трёхголосного строя.
Упражнения на расширение динамического диапазона. Выработка
энергичного, но не резкого f и мягкого, но звучного p. Упражнения на
контрастную смену динамики в том числе в подвижном темпе.
Пение гамм с названием нот и вокализом, в том числе каноном. Пение
кадансов (двухголосных, трёхголосных).
Русские народные песни
Калинка
Гибель «Варяга»
Вдоль по Питерской
Эх, ты, Ванька
Ой, по-над Волгой
Как по первой по пороше
Тонкая рябина
В низенькой светёлке
Уж вы мои ветры. Обработка В. Попова
Казачья колыбельная (двухгол.)
Ах ты степь широкая (двух-, трёхгол.)
Песни, выученные в предыдущие годы, в двух-, трёхголосном переложении.
Музыка народов России, других народов мира
На лугу берёзонька. Мокшанская народная песня.
На заре. Татарская народная песня, слова С. Хакима, перевод М. Ландмана.

Родная речь. Татарская народная песня, слова Г. Тукая, перевод М.
Лапирова.
Тальян гармонь. Музыка М. Валеева, слова Г. Ахметшина, перевод В.
Трубицына.
Моя колыбельная. Удэгейская народная песня.
Озёра. Карельская народная песня.
Песня о луне. Чеченская народная песня, перевод А. Владимирова.
Щедрик. Украинская народная песня.
Родина моя. Туркменская народная песня. Перевод И. Яунзем.
Что за черёмуха. Латышская народная песня. Обработка П.
Юрьяна, русский текст В. Викторова.
Камертон. Норвежская народная песня. Русский текст Я. Серпина (канон).
Музыканты. Французская народная песня (канон на три голоса).
Липы снова цветут. Немецкая народная песня.
Песни, выученные в предыдущие годы, в двух-, трёхголосном переложении.
Русская и зарубежная классика
Dignare. Музыка Г. Ф. Генделя.
Ты шуми, зелёный бор. Музыка И. С. Баха, слова Н. Тонского.
Душа моя поёт. Музыка И. С. Баха, русский текст Ю. Фадеевой.
Пастух. Музыка Й. Гайдна, слова Я. Серпина.
Откуда приятный и нежный тот звон (хор из оперы «Волшебная
флейта»). Музыка В. Моцарта.
Азбука. Музыка В. Моцарта.
Dona nobis pacem. Музыка В. Моцарта.
Слава солнцу! (канон). Музыка В. Моцарта.
Кофе. Музыка К. Геринга, русский текст К. Алемасовой (канон на три
голоса).
Аве, Мария! Музыка Дж. Каччини.
Аве, Мария! Музыка Ф. Шуберта, слова К. Шубарта, русский текст А.
Плещеева.
Ave Verum. Музыка В. Моцарта.
В путь. Куда. Мельник и ручей. Музыка Ф. Шуберта, слова В. Мюллера,
перевод И. Тюменева.
Домик у моря. Музыка Р. Шумана, русский текст К. Алемасовой.
Хор мальчишек из оперы «Кармен». Музыка Ж. Бизе, русский текст А.
Горчаковой.
Вальс. Ночной костёр. Музыка Й. Брамса, слова Э. Александровой.
Заход солнца. Музыка Э. Грига, слова А. Мунка, перевод С. Свириденко.

Многая лета. Тебе поем. Музыка Д. Бортнянского, переложение для
детского хора.
Отче наш (из Литургии Иоанна Златоуста). Музыка А. Кастальского.
Свадебный хор («Разгулялися, разливалися» из оперы «Иван Сусанин»).
Музыка М. Глинки.
Пой в восторге русский хор! (канон в честь М. Глинки). Музыка В.
Одоевского, слова М. Вильегорского, П. Вяземского, В. Жуковского и А.
Пушкина.
Воет ветер в чистом поле. Музыка М. Глинки, слова В. Забеллы,
переложение для хора С. Благообразова.
Утренняя молитва. Музыка П. Чайковского.
Сирень. Музыка С. Рахманинова, слова Е. Бекетовой.
Подснежник. Музыка А. Гречанинова, слова Allegro.
Отвори, дитя, окошко. Музыка В. Ребикова, слова А. Плещеева.
Неаполитанская песенка. Музыка П. Чайковского, слова Т. Иващенко.
Тёплый ветер. Кот поёт, глаза прищуря. Облаком волнистым.
Музыка В. Ребикова, слова А. Фета.
Родина слышит. Музыка Д. Шостаковича, слова Е. Долматовского.
Песни современных композиторов
Эх, дороги. Музыка А. Новикова, слова Л. Ошанина.
Закаты алые. Музыка и слова Н. Осошника.
Матерям погибших героев. Музыка Г. Струве, слова Л. Кондрашенко.
Край родной и любимый. Музыка А. Жилинского, слова Э. Залите,
русский текст В. Алатырцева.
Я хочу, чтоб птицы пели! Музыка В. Пьянкова, слова Е. Каргановой.
Песенка про жирафа. Музыка Ю. Чичкова, слова Ю. Энтина.
Спокойной ночи. Музыка Д. Кабалевского, слова В. Викторова.
Ты слышишь, море. Музыка А. Зацепина, слова М. Пляцковского.
Сказочка. Музыка Н. Пескова, слова Б. Заходера.
Краски. Музыка И. Манукян, слова И. Векшегоновой.
Перемена. Музыка А. Зарубы, слова Б. Заходера.
Дом под крышей голубой. Музыка М. Славкина, слова В. Орлова.
Дай мне руку. Музыка и слова Ж. Колмагоровой.
Учительский вальс. Музыка и слова А. Зарубы.
Уходит лагерное лето. Музыка М. Ройтерштейна, слова Э. Дубровиной.
Календарные песни (Новый год. Весна-весняночка. Солнышко).
Музыка Ж. Кузнецовой, слова народные.

Песня о материнской любви. Зов синевы (из кинофильма «Синяя птица»).
Музыка А. Петрова, слова Т. Харрисона, русский текст Т. Калининой.
Марш весёлых ребят (из кинофильма «Весёлые ребята»). Музыка И.
Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача.
Прекрасное далёко (из телефильма «Гостья из будущего»).
Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.
Песенка о снежинке. Три белых коня (из телефильма «Чародеи»). Музыка
Е. Крылатова, слова Л. Дербенева.

Освоение программы внеурочной деятельности «Хоровое пение» направлено
на достижение трёх групп результатов: личностных, метапредметных и
предметных. При этом теоретическое структурное разграничение различных
видов результатов на практике выступает как органичная нерасторжимая
целостность. Личностные и метапредметные, в первую очередь
коммуникативные результаты, имеют глубокое и содержательное предметное
воплощение. «Хор — не собрание поющих, не обезличенное абстрактное
единство, хор — это множество личностей, личностных восприятий,
переживаний, осмыслений, выражений, личностных оценок, личностного
творчества. Объединение множества личностных сотворений в единстве
созидаемого музыкального образа в процессе общения со слушателем —
высшая цель хорового музицирования».
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы «Хоровое пение» должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций, в том числе в части:
1. Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и
традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик
Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к
освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры
народов России; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру
своей страны, своего края.
2. Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей
и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой
музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с
эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное
участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов,
культурно-просветительских акций, праздничных мероприятий.
3. Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом
моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста,

социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться
принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в
процессе непосредственной музыкальной деятельности, при подготовке
концертов, фестивалей, конкурсов
4. Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, стремление видеть
прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к
природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта;
осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства,
роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление
к самовыражению в разных видах искусства.
5. Ценности научного познания:
ориентация на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной, социальной, культурной средой; овладение
музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства
интонируемого смысла; овладение основными способами
исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а
также на материале доступной текстовой, аудио- и видеоинформации о
различных явлениях музыкального искусства, использование специальной
терминологии.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и
опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной
безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкальноисполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение
осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
7. Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической де-

ятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных
целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и
искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности
8. Экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения; участие в
экологических проектах через различные формы музыкального творчества.
9. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося
к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью,
группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды; стремление перенимать опыт, учиться у других
людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных
проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере
музыкального и других видов искусства; смелость при соприкосновении с
новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность
ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать
внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и
социума; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный
интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими
психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты, достигаемые при освоении программы
«Хоровое пение», отражают специфику искусства как иного (в отличие от
науки) способа познания мира. Поэтому основная линия формирования
метапредметных результатов ориентирована не столько на когнитивные
процессы и функции, сколько на психомоторную и аффективную сферу
деятельности обучающихся.
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Овладение системой универсальных познавательных действий в рамках
программы «Хоровое пение» реализуется в контексте развития
специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального

мышления, которое связано с формированием соответствующих
когнитивных навыков обучающихся, в том числе:
1.1. Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного
музыкального звучания;
— устанавливать существенные признаки для классификации
музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и
обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов
музыкального языка;
— сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков
произведения, жанры и стили музыкального искусства;
— обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей
музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
— выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в
комплексе выразительных средств, используемых при создании
музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля.
1.2. Базовые исследовательские действия:
— следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса,
«наблюдать» звучание музыки;
— использовать вопросы как инструмент познания;
— формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие
между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия,
исполнения музыки;
— составлять алгоритм действий и использовать его для решения
исполнительских и творческих задач;
— проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц,
сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных
объектов между собой;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, слухового исследования.
1.3. Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации с учётом предложенной учебной или творческой задачи
и заданных критериев;
— понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными
записями;

— использовать интонирование для запоминания звуковой информации,
музыкальных произведений;
— выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и
систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах,
текстах, таблицах, схемах;
— оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
— различать тексты информационного и художественного содержания,
трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной или
творческой задачей;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации (вокальное исполнение, текст, таблица, схема, презентация,
театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Овладение системой универсальных коммуникативных действий в рамках
программы «Хоровое пение» реализуется в первую очередь через
совместную певческую деятельность. Она предполагает не только
групповую форму работы, но формирует более сложную социальную
общность обучающихся — творческий коллектив. Хоровое пение — один из
немногих видов учебной деятельности, идеально сочетающих в себе
активную деятельность каждого участника с ценностью общего результата
совместных усилий.
Специфика взаимодействия в процессе вокально-хорового исполнительства
определяется не только особыми формами передачи информации
музыкальными средствами (минуя вербальные каналы коммуникации), но и
неповторимым комплексом ощущений, эмоциональным переживанием
психологического единства поющих, известных как феномен «соборности».
Данные условия определяют уникальный вклад хорового пения в
формирование совершенно особых коммуникативных умений и навыков в
составе базовых универсальных учебных действий.
2.1. Невербальная коммуникация:
— воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла,
стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального
высказывания, понимать ограниченность словесной передачи смысла
музыкального произведения;
— передавать в собственном исполнении художественное содержание,
выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому
музыкальному произведению;

— осознанно пользоваться интонационной выразительностью в
обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в
повседневном общении;
— эффективно использовать интонационно-выразительные
возможности в ситуации публичного выступления;
— распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика,
жесты, в том числе дирижёрские жесты), расценивать их как полноценные
элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень
общения.
2.2. Вербальное общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения;
— выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с
музыкальным искусством в устных и письменных текстах;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
— вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;
— публично представлять результаты учебной и творческой
деятельности.
2.3. Совместная деятельность (сотрудничество):
— развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества,
соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки;
понимать ценность такого социально-психологического опыта, переносить
его на другие сферы взаимодействия;
— принимать цель совместной деятельности, коллегиально строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
— уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена коллектива
в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к представлению отчёта перед группой, коллективом.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
В хоре, в отличие от других видов деятельности, личные результаты
обучающихся обретают подлинную ценность только в качестве вклада

каждого участника хорового коллектива в общее дело. Поэтому в рамках
программы «Хоровое пение» регулятивные универсальные учебные
действия тесно смыкаются с коммуникативными. Самоорганизация и
рефлексия приобретают ярко выраженные коллективные черты, нередко
предполагают корректировку личных интересов и намерений, их
подчинение интересам и потребностям творческого коллектива в целом.
3.1. Самоорганизация:
— ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по
самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских
навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;
— планировать достижение целей через решение ряда
последовательных задач частного характера;
— выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и
жизненных ситуациях;
— самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
— делать выбор и брать за него ответственность на себя.
3.2. Самоконтроль (рефлексия):
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
— давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её
изменения;
— предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать
оценку приобретённому опыту.
3.3. Эмоциональный интеллект:
— чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и
других людей, использовать возможности музыкального искусства для
расширения своих компетенций в данной сфере;
— развивать способность управлять собственными эмоциями и
эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкальноопосредованного общения, публичного выступления;
— выявлять и анализировать причины эмоций;

— понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя
коммуникативно-интонационную ситуацию; — регулировать способ
выражения собственных эмоций.
3.4. Принятие себя и других:
— уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его
мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;
— признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки
фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов
деятельности;
— принимать себя и других, не осуждая;
— проявлять открытость;
— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
— понимать и использовать преимущества и специфику коллективной,
групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее
эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате занятий хоровым пением
школьники научатся:
— исполнять музыку эмоционально выразительно, создавать в
совместном пении музыкальный образ, передавая чувства, настроения,
художественное содержание;
— воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, уметь
погружаться в музыкальный образ, идентифицировать себя с «лирическим
героем» музыкального произведения (по В. Медушевскому);
— осознавать мировое значение отечественной музыкальной культуры
вообще и хорового исполнительства в частности, чувствовать себя
продолжателями лучших традиций отечественного хорового искусства;
— петь в хоре, ансамбле, выступать в качестве солиста, исполняя
музыкальные произведения различных стилей и жанров, с сопровождением и
без сопровождения, одноголосные и многоголосные;
— исполнять русские народные песни, народные песни своего региона,
песни других народов России и народов других стран, песни и хоровые
произведения отечественных и зарубежных композиторов, образцы
классической и современной музыки;
— владеть певческим голосом как инструментом духовного
самовыражения, понимать специфику совместного музыкального творчества,
чувствовать единение с другими членами хорового коллектива в процессе
исполнения музыки;

— петь красивым естественным звуком, владеть навыками певческого
дыхания, понимать значения дирижёрских жестов, выполнять указания
дирижёра;
— ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона
(на материале изученных музыкальных произведений);
— выступать перед публикой, представлять на концертах, праздниках,
фестивалях и конкурсах результаты коллективной музыкальноисполнительской, творческой деятельности, принимать участие в культурнопросветительской общественной жизни.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ) 1-й год обучения
• 1) Петь выразительно, передавая основное настроение, характер песни;
• 2) петь в унисон в диапазоне d1 – d2, негромко (динамика mp-mf),
напевным, лёгким звуком, используя мягкую атаку; освоить приёмы
звуковедения legato, non legato;
• 3) исполнять простые песни детского репертуара (одноголосные,
диатонические, с простым, повторяющимся ритмическим рисунком,
краткими фразами, с преобладанием поступенного мелодического
движения) преимущественно кантиленного характера, с сопровождением;
• 4) знать правила певческой установки (спина прямая, плечи опущены,
мышцы лица свободные), соблюдать её во время пения;
• 5) понимать значение правильного дыхания; во время пения дышать, не
поднимая плеч, стараться делать мягкий вдох через нос, выдох в течение
музыкальной фразы;
• 6) в процессе пения ясно и чётко произносить слова; точ- но и
выразительно произносить слова упражнений, распеваний;
• 7) понимать основные дирижёрские жесты (внимание, начало, окончание
пения), стремиться к одновременному вдоху и одновременному
окончанию фразы;
• 8) обращать внимание на точность интонирования, громкость и манеру
пения, слушать себя и хор во время пения;
• 9) уметь прохлопать пульс, ритмический рисунок разучиваемых
музыкальных произведений;
• 10) петь мелодии разучиваемых песен, попевок с опорой на простую
(дидактически упрощённую) нотную запись;
• 11) ориентироваться в элементах нотной грамоты: нотоносец,
скрипичный ключ, ноты первой октавы; длительности: половинная,
четверть, восьмая, четвертная пауза; лига, реприза;

•
•

•

•
•

12) понимать значение понятий и терминов: ритм, звук, высота звука,
мелодия, аккомпанемент, унисон;
13) различать на слух основные элементы музыкальной речи: темп
(быстрый, медленный, умеренный), динамика (громко, тихо, умеренно),
регистр (высокий, низкий, средний);
14) отражать в различных формах двигательной активности элементы
музыкального языка, закономерности звучания (звучащие жесты,
двигательное моделирование, ручные знаки и др.);
15) иметь опыт выступления с хором в своём образовательном
учреждении перед другими обучающимися, учителями, родителями.
16) количественные показатели для различной интенсивности учебной
нагрузки:
При нагрузке
(
академических
1ч
1,5—2 ч
3ч
часов в
неделю)
Количество осваиваемых элементов учебного содержания
(не менее)
Освоить
упражнения,
10
12
15
попевки
(количество)
Исполнять
песни наизусть
10
15
20
(количество)
Участвовать в
концертных
выступлениях
1
2
3
коллектива
(число раз, не
менее)

2-й год обучения
• 1) Выразительно и осмысленно исполнять каждую фразу, интонацию,
стремиться к созданию художественного образа песни;
• 2) чисто интонировать, петь в унисон в диапазоне с1 – es2, негромко
(динамика p-mf), округлым, полётным звуком, используя мягкую атаку;
овладеть приёмами звуковедения legato, non legato, staccato;
• 3) исполнять несложные (одноголосные, диатонические,с элементами
движения мелодии по звукам аккордов и незначительным количеством
скачков, средними по протяжённости музыкальными фразами) песни

•

•

•

•

•

•

•

•

•

•

•

детского репертуара различного характера, в том числе песни-диалоги,
одноголосные песни с элементами скрытого двухголосия, с
сопровождением и a capella, в куплетной, простой одночастной и
двухчастной форме;
4) укреплять навыки певческой установки, самостоятельно
контролировать её во время пения (в том числе следить за положением
подбородка, головы, сохраняя вертикальное положение гортани);
5) овладеть навыками правильного дыхания; во время пения дышать, не
поднимая плеч, уметь делать мягкий бесшумный вдох через нос,
постепенный выдох на всю протяжённость музыкальной фразы;
6) освоить приёмы вокальной орфоэпии: тянуть гласные звуки, чётко
замыкать согласные; уметь проговаривать в ритме текст песни тихо, но
активно;
7) понимать дирижёрские жесты, выполнять указания дирижёра (ауфтакт,
дыхание между фразами, изменение громкости и характера звучания),
вместе с учителем использовать высотное тактирование;
8) понимать значение распевания, слуховых, ритмических,
интонационных упражнений; сознательно стремиться к
совершенствованию своих исполнительских умений и навы- ков;
9) уметь прохлопать пульс, ритм по нотной записи, исполнять остинатный
ритмический рисунок (хлопками или на простых ударных инструментах)
одновременно с пением вокальной партии; пользоваться ритмослогами;
10) петь мелодии разучиваемых произведений, краткие попевки с опорой
на нотную запись; узнавать среди нотных примеров изученные песни,
попевки, интонации;
11) ориентироваться в элементах нотной грамоты: ноты первой октавы,
длительности (четверть, восьмая, половинная, нота с точкой, пунктирный
ритм), знаки альтерации (диез, бемоль, бекар), музыкальный размер (2/4,
3/4) такт, тактовая черта, лига, акцент, дыхание;
12) понимать значение понятий и терминов: фраза, мотив, мелодия,
аккомпанемент, ритм, музыкальный размер, музыкальная форма, куплет,
запев, припев, вступление, регистр, лад, темп, тембр, динамика, фольклор;
13) различать на слух: мажор и минор; количество одновременно
звучащих звуков (1—2—3), мажорное трезвучие, интонацию чистой
кварты, октавы; направление движения мелодии (вниз, вверх, на месте),
его характер (поступенное, скачкообразное);
14) отражать в различных формах двигательной активности освоенные
элементы музыкального языка, закономерности звучания (звучащие

•
•
•

жесты, двигательное моделирование, приём «рука — нотный стан»,
ручные знаки и др.), в том числе следить по нотной записи за
направлением движения мелодии и отображать его соответствующими
музыкально-пластическими средствами (поступенное движение, скачки);
петь с одновременным тактированием на две, три доли;
15) принимать участие в театрализованном исполнении разучиваемых
музыкальных произведений;
16) иметь опыт выступления с хором в своём и других образовательных
учреждениях;
17) количественные показатели для различной интенсивности учебной
нагрузки:

При нагрузке
(академических
1ч
1,5—2 ч
3ч
часов в неделю)
Количество осваиваемых элементов учебного содержания
(не менее)
Освоить
упражнения,
10
12
15
попевки
(количество)
Исполнять песни
наизусть
12
18
24
(количество)
Участвовать в
концертных
выступлениях
2
3
4
коллектива (число
раз, не менее)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Основное содержание занятий и виды деятельности обучащихся
Занятия хоровым пением проходят в форме репетиций и концертных выступлений.
Повседневный репетиционный процесс направлен на выработку основного
комплекса вокально-хоровых навыков у всех участников хорового коллектива,
освоение репертуара, формирование сопутствующих знаний, умений, навыков.
Однако без выступлений перед публикой деятельность хорового коллектива теряет
значительную часть своего образовательного и воспитательного потенциала.
Поэтому сами концерты и подготовка к ним являются неотъемлемой частью
календарно-тематического планирования.
Концертные выступления являются, с одной стороны, мотивирующим фактором
регулярных репетиционных занятий, с другой — их результатом, творческим
итогом. Выступления хорового коллектива перед родителями, на общешкольных
праздниках, на городских смотрах и конкурсах позволяют детям прожить особые
ситуации творческого волнения и коллективного успеха. Это эмоционально
насыщенный психологический опыт, связанный с высоким чувством
ответственности, объединения усилий со своими товарищами ради достижения
общего успеха. По сути, каждое выступление хорового коллектива на сцене — это
осуществление оригинального творческого проекта (исполнение конкретной
концертной программы), который реализуется по тем же законам, что и другая
проектная деятельность — через подготовку проекта, его публичное представление
и последующую оценку результатов.
Основу репетиционного процесса составляет работа над певческим репертуаром.
Поэтому выбор музыкальных произведений для разучивания является ключевым
фактором успеха деятельности любого хорового коллектива. Произведения,
включаемые в репертуар хора, должны отвечать критериям доступности (как в
плане вокально-хоровых навыков, так в плане образного содержания),
художественности. Песни, которые исполняют школьники на хоровых занятиях,
должны им нравиться, вызывать положительный эмоциональный отклик.
№ Тема
1 Пение как вид музыкальной деятельности.
2 Разучивание народной песни.

Кол-во часов
4

3

Разучивание произведения современных композиторов.

37

4

Разучивание произведения композиторов-классиков.

7

5

Концертно – исполнительская деятельность.
Всего

2

16

66

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 -7 КЛАССЫ
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Пение как вид
музыкальной
деятельности. Сбор
учащихся. Диагностика.
Прослушивание детских
голосов.

2

Строение голосового
аппарата. Правила
охраны детского голоса.

3

Количество
часов

Упражнения на дыхание
по методике А.Н.
Стрельниковой.
Вокально-певческая
установка.

1

1

1

Дата
изучения

Дополнительная
информация

06.09.2023

Пение учебнотренировочного
материала.

11.09.2023

Пение учебнотренировочного
материала.

13.09.2023

Пение учебнотренировочного
материала.
Упражнения на
дыхание по
методике А.Н.
Стрельниковой.

4

Упражнения на дыхание
по методике А.Н.
Стрельниковой.
Вокально-певческая
установка.

1

18.09.2023

Пение учебнотренировочного
материала.
Упражнения на
дыхание по
методике А.Н.
Стрельниковой.

5

Разучивание народной
песни.

1

20.09.2023

р.н.п. «Со вьюном
я хожу».

6

Разучивание народной
песни.

1

25.09.2023

р.н.п. «Со вьюном
я хожу».

7

Вокально-хоровая
работа. Унисон.
Звуковысотное
интонирование мелодии.

1

27.09.2023

р.н.п. «Со вьюном
я хожу».

8

Вокально-хоровая
работа. Унисон.
Звуковысотное
интонирование мелодии.

1

02.10.2023

р.н.п. «Со вьюном
я хожу».

9

Дыхание во фразах и в
произведении целиком.

1

04.10.2023

р.н.п. «Со вьюном
я хожу».

10

Дыхание во фразах и в
произведении целиком.

1

09.10.2023

р.н.п. «Со вьюном
я хожу».

11

Звукообразование.
Единая манера
звукообразования.

1

11.10.2023

р.н.п. «Со вьюном
я хожу».

12

Звукообразование.
Единая манера
звукообразования.

1

16.10.2023

р.н.п. «Со вьюном
я хожу».

13

Разучивание
произведения
современных
композиторов.

1

18.10.2023

М.Минков
«Дорога добра».

14

Разучивание
произведения
современных
композиторов.

1

23.10.2023

М.Минков
«Дорога добра».

15

Вокально-хоровая
работа. Развитие
диапазона.
Фиксированное звучание
высоких нот.

1

25.10.2023

М.Минков
«Дорога добра».

16

Вокально-хоровая
работа. Развитие
диапазона.
Фиксированное звучание
высоких нот.

1

08.11.2023

М.Минков
«Дорога добра».

17

Дыхание во фразах и в
произведении целиком.

1

13.11.2023

М.Минков
«Дорога добра».

18

Дыхание во фразах и в
произведении целиком.

1

15.11.2023

М.Минков
«Дорога добра».

19

Художественная
выразительность в
пении. Фразировка,
динамические оттенки.

1

20.11.2023

М.Минков
«Дорога добра».

20

Художественная
выразительность в
пении. Фразировка,
динамические оттенки.

1

22.11.2023

М.Минков
«Дорога добра».

21

Разучивание

1

27.11.2023

В. Шаинский

произведения
современных
композиторов.

22

Разучивание
произведения
современных
композиторов.

23

Вокально-хоровая
работа.
Звукообразование.
Legato, способ
звуковедения.

24

Вокально-хоровая
работа.
Звукообразование.
Legato, способ
звуковедения.

25

Дикция.
Выразительность слов в
пении.

26

Дикция.
Выразительность слов в
пении.

27

Унисон. Элементы
двухголосия

28

Унисон. Элементы
двухголосия

29

Звукообразование.
Единая манера
звукообразования.

30

Концертноисполнительская
деятельность.

31

«Если с другом
вышел в путь»

29.11.2023

В. Шаинский
«Если с другом
вышел в путь»

04.12.2023

В. Шаинский
«Если с другом
вышел в путь

06.12.2023

В. Шаинский
«Если с другом
вышел в путь

11.12.2023

В. Шаинский
«Если с другом
вышел в путь

13.12.2023

В. Шаинский
«Если с другом
вышел в путь

18.12.2023

В. Шаинский
«Если с другом
вышел в путь

20.12.2023

В. Шаинский
«Если с другом
вышел в путь

25.12.2023

В. Шаинский
«Если с другом
вышел в путь

1

27.12.2023

Исполнение
разученного
репертуара.

Разучивание народной
песни.

1

10.01.2024

р.н.п. «Уж ты
поле моё»

32

Разучивание народной
песни.

1

15.01.2024

р.н.п. «Уж ты
поле моё»

33

Вокально-хоровая
работа. Унисон.

1

17.01.2024

р.н.п. «Уж ты
поле моё»

1

1

1

1

1

1

1

1

Звуковысотное
интонирование мелодии.

34

Вокально-хоровая
работа. Унисон.
Звуковысотное
интонирование мелодии.

1

22.01.2024

р.н.п. «Уж ты
поле моё»

35

Дыхание во фразах и в
произведении целиком.

1

24.01.2024

р.н.п. «Уж ты
поле моё»

36

Дыхание во фразах и в
произведении целиком.

1

29.01.2024

р.н.п. «Уж ты
поле моё»

37

Звукообразование.
Единая манера
звукообразования.

1

31.01.2024

р.н.п. «Уж ты
поле моё»

38

Звукообразование.
Единая манера
звукообразования.

1

05.02.2024

р.н.п. «Уж ты
поле моё»

39

Разучивание
произведения
современных
композиторов.

1

07.02.2024

В. Шаинский
«Крейсер Аврора»

40

Вокально-хоровая
работа. Развитие
диапазона.
Фиксированное звучание
высоких нот.

1

12.02.2024

В. Шаинский
«Крейсер Аврора»

41

Дыхание во фразах и в
произведении целиком.

1

14.02.2024

В. Шаинский
«Крейсер Аврора»

42

Дыхание во фразах и в
произведении целиком.

1

19.02.2024

В. Шаинский
«Крейсер Аврора»

43

Художественная
выразительность в
пении. Фразировка,
динамические оттенки.

1

21.02.2024

В. Шаинский
«Крейсер Аврора»

44

Художественная
выразительность в
пении. Фразировка,
динамические оттенки.

1

26.02.2024

В. Шаинский
«Крейсер Аврора»

45

Разучивание
произведения
современных
композиторов.

1

28.02.2024

Родники "Мама"

46

Вокально-хоровая
работа. Унисон.
Звуковысотное
интонирование мелодии.

1

04.03.2024

Родники "Мама"

47

Дикция.
Выразительность слов в
пении.

1

06.03.2024

Родники "Мама"

48

Художественная
выразительность в
пении. Фразировка,
динамические оттенки.

1

11.03.2024

Родники "Мама"

49

Разучивание
произведения
современных
композиторов.

1

13.03.2024

В. Шаинский
"Облака"

50

Вокально-хоровая
работа. Хоровой строй.
Хоровая интонация.

1

18.03.2024

В. Шаинский
"Облака"

51

Многоголосие. Пение
без сопровождения (a
capella).

1

20.03.2024

В. Шаинский
"Облака"

52

Многоголосие. Пение
без сопровождения (a
capella).

1

01.04.2024

В. Шаинский
"Облака"

53

Художественная
выразительность в
пении. Снятие
сценического
напряжения

1

03.04.2024

В. Шаинский
"Облака"

54

Разучивание песни
композиторовклассиков.

08.04.2024

"Тёмная ночь" Н.
Богословский, В.
Агатов

55

Вокально-хоровая
работа. Единая манера
пения в партии

10.04.2024

"Тёмная ночь" Н.
Богословский, В.
Агатов

56

Вокально-хоровая
работа. Единая манера
пения в партии

1

15.04.2024

"Тёмная ночь"Н.
Богословский, В.
Агатов

57

Дикция. Осмысленность
произношения текста.

1

17.04.2024

"Тёмная ночь"

58

Дикция. Осмысленность

1

22.04.2024

"Тёмная ночь"

1

1

произношения текста.
59

Дыхание. Контроль за
дыханием.

1

24.04.2024

"Тёмная ночь"

60

Дыхание. Контроль за
дыханием.

1

06.05.2024

"Тёмная ночь"

61

Разучивание
произведения
современных
композиторов.

1

13.05.2024

"Белый
шиповник"

62

Разучивание
произведения
современных
композиторов.

1

15.05.2024

"Белый
шиповник"

63

Вокально-хоровая
работа. Хоровой строй.
Хоровая интонация.

1

20.05.2024

"Белый
шиповник"

64

Вокально-хоровая
работа. Хоровой строй.
Хоровая интонация.

1

22.05.2024

Белый шиповник"

65

Художественная
выразительность в
пении. Снятие
сценического
напряжения

27.05.2024

"Белый
шиповник" А.
Рыбников

66

Концертноисполнительская
деятельность.

29.05.2024

"Белый
шиповник" А.
Рыбников

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

1

1

66

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

o Комплекс дыхательных упражнений М. Стрельниковой;
o Упражнения для настройки голоса на правильное звукообразование;
o Упражнения для развития звуковысотного диапазона;
o Упражнения для развития динамического диапазона;
o Упражнения на дикцию;
o Упражнения для выравнивания хорового строя, ансамбля;
o Партитура произведений репертуарного плана;
o Аудиозаписи;
o Методические пособия;
o Сборники нот.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.-1983 г.
2. Вербов А.М. Техника постановки голоса. М.- 1961 г.
3. Генрих И.П. Музыкальный слух и его развитие. М.- 1978 г.
4. Кадыков Н.Ф. Удивительное о голосе и слухе. М.- 1969 г.
5. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М. – 1965 г.
6. Пигров К. Руководство хором. М.- 1964 г.
7. Стулова Г.П. Хоровой класс (теория и практика работы в детском хоре):

Учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности № 2119
«Музыка». - .М.: Просвещение, 1998 г.
8. Соколов Г.В. Работа с хором. М. – 1964 г.
9. Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. М.:
Музыка.1983 г.
10. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. М. 1999 г.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
• Детям о музыке – http://www.muz-urok.ru/
• Искусство слышать – http://iskusstvo.my1.ru/
• Классическая музыка – http://classic.ru
• Музыка и я - http://musicandi.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».