5-9 клссы РП Мой край

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
ХАКАСИЯ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АЛТАЙСКОГО РАЙОНА
МБОУ «Кайбальская СШ»

УТВЕРЖДЕНО
Директора
________________________
Жадан И.В.
Приказ №117 от «28»
082023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Мой край»
для обучающихся 5 – 9 классы

д.Кайбалы, 2023

СОДЕРЖАНИЕ
пояснительная записка ............................................................................................. 2
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Памятные места моего края» ................................................................................. 8
Личностные результаты: ...................................................................................... 8
Метапредметные результаты ............................................................................... 9
Предметные результаты ....................................................................................... 11
Содержание курса внеурочной деятельности «Мой край»... 12
Тематическое планирование ..................................................................................... 21

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой край» (далее Программа) для 6-9 классов составлена на основе положений и требований к
результатам освоения основной образовательной программы, представленных в
федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, утвержденном приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г. №
287
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования», а также с учетом:
- федеральной рабочей программы воспитания, утвержденной приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 г. № 1014 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования»;
- Концепции преподавания учебного курса «История России» в
образовательных
организациях,
реализующих
основные
общеобразовательные
программы
(утверждена
решением
Коллегии
Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 23 октября 2020
г.);
- письма Министерства культуры Российской Федерации от 28.02.2017 №
49-01.1-39-НМ «О направлении Методических рекомендаций по отнесению
историко-культурных территорий к объектам культурного наследия в виде
достопримечательного места»;
- письма Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022
№ ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Информационно-методическим письмом об организации внеурочной
деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего и основного общего
образования»);
федеральной рабочей
программы по истории для 5-9 классов
образовательных организаций.
При разработке данной программы использовались следующие
нормативные документы:
3

1. Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного
наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с
дополнениями и изменениями);
2. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
3. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
Актуальность программы «Мой край»
Актуальность курса внеурочной деятельности «Мой край» обусловлена
необходимостью формирования российской гражданской идентичности,
патриотизма, приобщения обучающихся к исторической памяти многих
поколений россиян.
Создание программы продиктовано важностью стоящих перед школой
задач исторического просвещения подрастающего поколения россиян,
формирования у них способности к восприятию и бережному отношению к
историческому и культурному наследию, сохранения исторической памяти о
подвигах и достижениях предков, о ключевых исторических событиях и их
участниках.
Основное внимание в программе уделено современным подходам к
организации деятельности, нацеливающих школьников не на пассивное
восприятие сообщаемой педагогом информации, а на самостоятельный поиск и
исследование, формирующие умение работать с многообразными источниками
исторической и современной информации.
Программа ориентирована на расширение и дополнение знаний,
получаемых обучающимися в ходе изучения учебного курса «История России»,
призвана обеспечить целостное и эмоционально окрашенное восприятие
отечественной истории посредством обращения к знаковым личностям и
памятным событиям из истории родного края и малой родины.
Цель курса «Мой край»
Курс имеет историко-просветительскую цель, ориентирован на сохранение
исторической памяти, понимание общности исторических судеб различных
народов и регионов России, формирование у обучающихся личностной позиции
по отношению к прошлому и настоящему своей страны на примере памятных
4

мест родного края и малой родины.
Основные задачи курса «Мой край»
- дать дополнительные знания по отечественной истории, акцентируя
внимание на единстве исторических судеб различных народов и регионов России
при сохранении уникальности их развития и культурной самобытности;
- расширить знания обучающихся об отечественной истории посредством
привлечения внимания к хорошо известным, знаковым для их родного края
достопримечательным местам, связанным с историей формирования народов и
иных этнических общностей России, с историческими (в том числе военными)
событиями, жизнью выдающихся исторических личностей;
стимулировать познавательный
интерес
обучающихся
к материальным, культурным и духовным ценностям предыдущих поколений,
развивать умения поисковой, исследовательской, аналитической работы на
основе широкого круга источников и в первую очередь - на региональном
материале;
- способствовать осознанию обучающимися своей социальной
идентичности одновременно как граждан России и жителей своего края
посредством сообщения информации о личностях, событиях, процессах и
памятных местах, наиболее значимых для истории страны, региона, местности;
- формировать у обучающихся личностное, эмоционально окрашенное
восприятие прошлого, понимание «человеческого измерения истории»
посредством изучения памятных мест, связанных с деятельностью выдающихся
соотечественников - деятелей в сферах искусства, науки, политики, военного
дела и др.;
- формировать у обучающихся способность определять историкоархитектурную, художественную, научную и мемориальную ценность
достопримечательных, памятных мест края, выявлять их значение для истории и
культуры России, региона, местности;
- способствовать развитию у обучающихся понимания историкокультурной ценности памятных мест края и необходимости сохранения
природно-культурных ландшафтов, памятных объектов археологического и
культурного наследия, историко-градостроительной и природной среды как
достояния региона и страны в целом;
формировать
у обучающихся
чувство
принадлежности
к богатейшему общероссийскому культурно-историческому пространству,
5

уважение к культурным достижениям и лучшим традициям (боевым, трудовым,
художественным, нравственным и др.) народов России и края.
Место курса «Мой край»
Программа курса рассчитана на 34 часа, которые могут быть реализованы
в течение одного учебного года в составе разновозрастной группы из
обучающихся 6-9 классов.
Программа является содержательным и методическим ориентиром для
составления педагогами рабочих программ и их реализации во внеурочной
деятельности. Предложенные в программе элементы содержания и алгоритм
деятельности обучающихся могут быть конкретизированы (детализированы или
обобщены) с учетом преобладающего возрастного состава учебной группы,
условий школьной информационно-образовательной среды и возможностей
доступа к работе с краеведческими материалами.
При проведении занятий предусмотрены такие формы работы, как беседы,
дискуссии, виртуальные экскурсии и др.
Особенностью программы является привлечение и активное использование
в образовательном процессе традиционных источников информации (учебники
по истории края, ресурсы местных библиотек и краеведческих музеев) и
современных цифровых информационных ресурсов (порталы и сайты историкопросветительской и историко-культурной направленности - Открытые данные
Министерства культуры Российской Федерации, Археолог.РУ, Культура.РФ,
История.РФ и др.), которые содержат текстовые, видео- и фотоматериалы о
памятных историко-культурных объектах и наиболее значимых событиях и
личностях российской и региональной истории.
Содержательные элементы программы предполагают организацию вокруг
них поисково-исследовательской деятельности обучающихся, результаты
которой могут быть оформлены в виде учебных исследований и проектов и
представлены для презентации и оценки в рамках основного курса обучения
«История России».
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной
рабочей программы воспитания, предполагает объединение учебной и
воспитательной деятельности педагогов, нацелена на достижение всех основных
групп образовательных результатов - личностных, метапредметных, предметных.
6

Программа
носит
историко-просветительскую
и
гражданскопатриотическую направленность, что позволяет обеспечить достижение
следующих целевых ориентиров воспитания на уровне основного общего
образования:
- осознанное принятие обучающимися своей российской гражданской
идентичности
в
поликультурном,
многонациональном
и
многоконфессиональном российском обществе;
- понимание обучающимися своей сопричастности к прошлому,
настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской
государственности на основе исторического просвещения, российского
национального исторического сознания;
- проявление обучающимися уважения к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам,
традициям народов, проживающих в родной стране;
- сознательное отношение и проявление обучающимися уважения к
духовно-нравственным ценностям российского общества, к достижениям России
в науке и искусстве, к боевым подвигам и трудовым достижениям, к героям и
защитникам Отечества в прошлом и современности.

7

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЙ КРАЙ»
Содержание

программы

«Мой

край»

направлено

на

достижение

обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- гражданское воспитание: активное участие в жизни местного
сообщества, родного края, страны; представление о правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к
разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной
среде;
- патриотическое воспитание: осознание российской гражданской
идентичности

в

поликультурном

и

многоконфессиональном

обществе,

проявление интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации,
своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей
Родины - России, к боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение
к историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных
народов нашей страны;
- духовно-нравственное воспитание: представление о традиционных
духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные
ценности

и

нормы

современного

российского

общества

в

ситуациях

нравственного выбора;
- эстетическое воспитание: восприимчивость к традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства,
роли этнических культурных традиций и народного творчества;
- физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни; умение

осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
8

собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии;
- трудовое воспитание: установка на активное участие в решении
практических задач в рамках организации, города, края; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности;
- экологическое воспитание: ориентация на применение знаний из
социальных наук для решения задач в области окружающей среды; повышение
уровня экологической культуры;
ценность научного познания: ориентация в деятельности
на современную систему научных представлений; овладение основными
навыками исследовательской деятельности; осмысление значения истории как
знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и
нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками
познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и
сохранение интереса к истории как важной составляющей современного
общественного сознания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные учебные познавательные действия:
базовые логические действия: выявлять и характеризовать
существенные признаки объектов (явлений); систематизировать и обобщать
исторические факты; выявлять характерные признаки исторических явлений;
раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события,
ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать
выводы;
- базовые исследовательские действия: проводить по самостоятельно
составленному плану небольшое исследование на основе регионального
материала; систематизировать и анализировать исторические факты,
осуществлять реконструкцию исторических событий; самостоятельно
формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
исследования, определять новизну и обоснованность полученного результата;
- работа с информацией: применять различные методы, инструменты и
запросы при поиске и отборе информации или данных из источников; выбирать,
анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления; осуществлять анализ учебной и внеучебной
9

исторической информации, извлекать информацию из источника; высказывать
суждение о достоверности и значении информации источника.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
- общение: участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого,
раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и
аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и
социальном окружении;
- совместная деятельность: участвовать в групповых формах работы;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные
учебные исследования и проекты по истории на основе регионального материала;
определять свое участие в общей работе, координировать свои действия с
другими членами группы, оценивать полученные результаты и свой вклад в
общую работу.
Универсальные учебные регулятивные действия:
- самоорганизация: ориентироваться в различных подходах принятия
решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой); составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;
- самоконтроль: владеть способами самоконтроля и рефлексии; объяснять
причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации;
вносить коррективы в деятельность; оценивать соответствие результата цели и
условиям;
- эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека,
понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций;
- принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его
мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- целостные представления об историческом пути России и входящих в
нее народов, о месте и роли России в мировой истории;
1

- базовые знания об основных этапах и ключевых событиях отечественной
истории;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и
приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и
явлений прошлого и современности;
- умение работать с основными видами современных источников
исторической информации и с историческими (аутентичными) письменными,
изобразительными и вещественными источниками;
- способность представлять устное и письменное описание событий,
явлений, процессов истории родного края, истории России и их участников,
основанное на знании исторических фактов, дат, понятий;
- владение приемами оценки значения исторических событий и
деятельности исторических личностей в отечественной, в том числе
региональной истории;
- способность применять исторические знания в общении как основу
диалога в поликультурной, многонациональной и многоконфессиональной среде;
- умение устанавливать взаимосвязь событий, явлений, процессов
прошлого с важнейшими событиями ХХ - начала XXI в.;
- осознание необходимости сохранения исторических и культурных
памятников своей страны и своего региона.

1

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЙ КРАЙ»
Тема 1. «Откуда есть пошла...» Историческая память и памятные
места: понятия, специфика, примеры (1 ч)
Историческая память как представления о прошлом, закрепленные в
схематизированных образах (объективированная память) и в социальной,
коллективной практике (память в действии). Историческая память как средство
осознания российской гражданской идентичности.
Мемориальные (памятные) объекты как один из способов сохранения
исторической памяти народа. Памятники, ансамбли, достопримечательные
(памятные) места как основные виды объектов культурного наследия России:
общее и особенное. Достопримечательные места как культурно-природные
территориальные комплексы, имеющие историко-культурную ценность. Связь со
значимыми
историческими
процессами/событиями
и
деятельностью
выдающихся личностей как главный отличительный признак памятного места.
Российские объекты из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО. Объекты
природного наследия России как уникальные, особо охраняемые территории
(заповедные зоны, природные парки, уникальные горы, озера и др.): озеро
Байкал; вулканы Камчатки; Золотые горы Алтая и др. Объекты культурного
наследия России как особенно ценные памятники истории и культуры:
Московский Кремль и Красная площадь; исторический центр Санкт- Петербурга;
Кижский погост и др.
Важность сохранения объектов природного и культурного наследия России
и края.
Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации
как важный источник информации о памятных местах России и края.
Тема 2. «.История, вооруженная лопатой». Археологические объекты
края, связанные со значимыми процессами и событиями начального
периода истории России (3 ч)
Археология как отрасль исторической науки, изучающая прошлое
человечества по вещественным источникам. Объекты археологического
наследия как частично или полностью скрытые в земле и под водой следы
существования человека в прошлых эпохах, включающие все предметы и
1

культурные слои.
Электронная

археологическая

карта

России

как

важнейший

информационный ресурс для изучения археологического наследия страны.
Специфика поиска, анализа и отбора информации о памятных местах России и
края на цифровых археологических картах России и регионов.
Объекты археологического наследия края до I н.э. (каменный, бронзовый,
железный века) и связанные с ними процессы и события древнейшей истории.
Сайты региональных и местных краеведческих музеев как важные
источники информации для изучения историко-культурного наследия края.
Важность использования региональных информационных ресурсов в качестве
источников информации для изучения историко-культурного наследия страны и
края.
Объекты археологического наследия края I-XVI вв. н. э. и связанные с ними
процессы и события древней и средневековой истории России.
Работа с традиционными и цифровыми информационными ресурсами:
специфика поиска, отбора и использования материалов из различных источников
информации (учебные, научные, СМИ, «сетевые» и др.). Объекты
археологического наследия края XVII-XIX вв. и связанные с ними значимые
процессы и события новой истории России.
Тема 3. «Кто к нам с мечом придет...» Памятные места края,
связанные с борьбой Руси и России с внешними угрозами в XIII-XVII вв. (2
ч)
Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации
как важный источник информации о памятных местах России и края.
Места ратной славы как территории, связанные со значимыми для истории
Руси/России военными сражениями и включающие в себя мемориальные
объекты и фоновые пространства (ландшафты). Историческая реконструкция как
процесс и результат воссоздания события или объекта материальной и духовной
культуры определенной исторической эпохи, местности.
актуальность исторической реконструкции мест ратной памяти.

Важность

и

Русские земли под постоянной внешней угрозой с Востока и Запада в XIIIXVII: причины, основные события, итоги. Наиболее известные места ратной
славы, связанные с событиями российской истории XIII-XVII вв.: Куликово поле,
1

Бородино и др.
Места ратной славы и мемориальные объекты на территории края,
связанные с борьбой Руси с внешней агрессией в XIII-XVI вв.
Важность сохранения территории и «фоновых» пространств (ландшафтов)
памятных мест и достоверной исторической реконструкции известных событий.
Места ратной славы и мемориальные объекты на территории края,
связанные с борьбой России против иностранного завоевания и за укрепление
границ государства в XVII в.
Тема 4. «Сидя на санях, помыслил я...» Памятные места края,
связанные с выдающимися личностями Руси и России XII-XVII вв. (3 ч)
Культурное пространство как сфера взаимодействия различных ценностей
культуры и специфические отношения между людьми, которые воплощаются в
материальных и духовных носителях и создают своеобразную духовную
атмосферу в определенную историческую эпоху.
Формирование единого культурного пространства как духовная основа
сохранения прочных связей русских земель в период раздробленности (XII-XV
вв.). Вопрос о роли личности в истории и его важность для понимания специфики
человеческой истории, ее отличия от природной эволюции.
Памятные места и мемориальные объекты на территории края, связанные с
деятельностью выдающихся деятелей политики, религии, культуры XII-XV вв.
Формирование единого централизованного государства как важнейшая
тенденция цивилизационного развития России в XVI-XVII вв. Памятные места и
мемориальные объекты на территории края, связанные с деятельностью
выдающихся политических и религиозных деятелей XVI-XVII вв.
Историческая значимость для России вопроса колонизации и освоения
новых земель в XVI-XVII в. Памятные места и мемориальные объекты на
территории края, связанные с деятельностью выдающихся землепроходцев,
деятелей искусства и науки XVI-XVII вв.
Тема 5. «О, ваши дни благословенны! Дерзайте...» Памятные места
края, связанные со знаковыми событиями и личностями российской
истории XVIII в. (4 ч)
Превращение России в империю и особенности имперской политики.
Внешняя политика России XVIII в.: основные направления и достижения.
Памятные места и мемориальные объекты на территории края, связанные с
1

важнейшими событиями военной истории России XVIII в.
Роль личности в истории страны: специфика петровского времени и «эпохи
дворцовых переворотов». Памятные места и мемориальные объекты на
территории края, связанные с деятельностью выдающихся политических,
военных и религиозных деятелей XVIII в.
Эпоха Просвещения в России XVIII в.: специфика воплощения
западноевропейских идей на российской почве. Памятные места и мемориальные
объекты на территории края, связанные с деятельностью выдающихся деятелей
искусства и науки XVIII в.
Превращение России в одну из ведущих сил системы международных
отношений как важная тенденция развития страны в XVIII в. Памятные места и
мемориальные объекты на территории края, связанные с деятельностью
выдающихся первооткрывателей, исследователей новых земель в XVIII в.
Тема 6. «Жизнь свою за други своя.» Памятные места края, связанные с
событиями военной истории России XIX - начала ХХ в. (3 ч)
Россия в системе внешнеполитических отношений XIX в.: противоречия,
конфликты, итоги. Отечественная война 1812 г. и Крымская война 1853-1855 гг.
как ключевые события политической и военной истории России XIX в., как
источники проявления несгибаемого народного духа и героизма.
Места воинской славы и мемориальные объекты на территории края,
связанные с важнейшими событиями, героизмом русской армии и населения во
время Отечественной войны 1812 г. и освободительного похода русской армии
1813-1815 гг.
Места воинской славы и мемориальные объекты на территории края,
связанные с важнейшими событиями и героизмом русской армии в военных
кампаниях XIX в.: война с Турцией за независимость Греции; Крымская война;
война с Турцией за независимость балканских народов.
Нарастание глобальных противоречий в мировой политике в конце XIX начале ХХ в.: причины и главные противоборствующие силы. Роль и место
России на международной арене до начала, во время и после окончания Первой
мировой войны. Первая мировая война как судьбоносное событие в истории
России начала XX века.
1

Места воинской славы и мемориальные объекты на территории края,
связанные с событиями и личностями героев фронта и тыла в годы русскояпонской и Первой мировой войн начала XX века.
Тема 7. «Мой друг, Отчизне посвятим...» Памятные места края,
связанные с выдающимися личностями истории России XIX - начала ХХ в.
(3 ч)
Модернизация

как

исторический

процесс

перехода

общества

от

традиционного (аграрного) уклада жизни к структуре общества, основанного на
индустриальных, демократических, урбанистических и светских началах.
Политическая, экономическая и культурная модернизация России XIX - начала
XX в.: причины, основные события и результаты.
Памятные места и мемориальные объекты на территории края, связанные с
жизнедеятельностью выдающихся политических, военных и религиозных
деятелей XIX - начала XX в.
Единое мемориальное пространство как территория, тесно связанная с
биографией и творчеством исторической личности, сохранившая основные
признаки исторически сложившегося культурного и природного ландшафта.
Важность

мемориального

пространства

для

понимания

целостности

достопримечательного места, его тесной связи с биографией и деятельностью
исторической личности.
«Золотой» и «серебряный» века русской литературы. Выдающиеся
достижения российской художественной культуры XIX - начала XX в. и ее вклад
в развитие мировой культуры. Памятные места и мемориальные объекты на
территории края, связанные с деятельностью выдающихся деятелей литературы
и искусства России XIX - начала XX в.
Влияние процесса модернизации на развитие научных воззрений на
природу и общество. Достижения российской науки XIX - начала ХХ в.
Памятные места и мемориальные объекты на территории края, связанные с
деятельностью

выдающихся

российских

ученых,

первооткрывателей

и

исследователей новых земель XIX - начала XX в.
Тема

8.

«...У

ней

особенная

стать...»

Культурно-природные
1

ландшафты края, связанные с важнейшими социально-экономическими и
культурными процессами в истории России (XV — начала XX в.) (3 ч)
Культурно-природный ландшафт как пространство, на котором наглядно
представлено

совместное

творчество

человека

и

природы,

отражены

многолетние процессы традиционной организации окружающей человека среды.
Культурно-природные ландшафты как отражение культурного многообразия,
социальной неоднородности, экономической многоукладности российского
общества.
Примеры наиболее распространенных в России видов ландшафтов:
земледельческо-промысловый

и

охотничий

ландшафт

Русского

Севера;

помещичье-крестьянский ландшафт средней полосы России; промышленный
ландшафт Урала, Центрально-Промышленного и Северо-Западного районов
России.
Памятные места России и края - выдающиеся образцы монастырского
ландшафта (XV-XIX вв.). Православные, буддистские, исламские природноархитектурные комплексы и связанные с ними значимые исторические
процессы/события.
Традиционное (аграрное) и индустриальное общество: основные признаки
и специфика проявления на российской почве. Памятные места России и края выдающиеся образцы традиционных поселенческо- промыслового ландшафта
(XVI-XIX вв.) и помещичье-крестьянского ландшафта (XVIII - начала XX в.)
Индустриализация в России и связанные с ней изменения в культуре и
образе жизни населения. Памятные места России и края - выдающиеся образцы
промыслового

и

промышленного

ландшафта

протоиндустриальной

и

индустриальной эпохи (XVIII — первой половины XX в.).
Тема 9. «Никто не забыт, ничто не забыто» Памятные места края,
связанные с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной
войны (1941-1945 гг.) (4 ч)
Особенности цивилизационного развития России в советский период
истории (1917-1991 гг.): коммунистическая идеология, плановая экономика,
политическая сверхцентрализация, социальное государство. Создание СССР и
его роль на международной арене 1920-1930-х гг.
Причины Второй мировой войны. Фашизм как агрессивная антигуманная
1

идеология,

основу

которой

составляют

идеи

расового

неравенства

и

воинствующего национализма, неприятие демократии и захватническая внешняя
политика.
Великая Отечественная война как крупнейший вооруженный конфликт в
истории человечества и судьбоносное событие российской истории.
Места воинской славы и мемориальные объекты на территории края,
связанные с военными событиями и боевым героизмом в годы Великой
Отечественной войны (1941-1945 гг.).
Вклад СССР в разгром фашистской Германии. Важность недопущения
намеренного искажения и фальсификации истории Второй мировой войны.
Памятные места и мемориальные объекты на территории края, связанные с
увековечиванием

памяти

выдающихся

государственных

деятелей,

военачальников и воинов - героев Великой Отечественной войны.
Вопрос о личном и коллективном вкладе в победу над врагом. Важность
недопущения односторонности в оценках исторических событий и процессов.
Памятные места и мемориальные объекты на территории края, связанные с
увековечиванием героизма тружеников тыла в годы Великой Отечественной
войны.
Итоги Великой Отечественной войны и историческая цена Победы
советского народа над фашизмом. Важность сохранения памятных мест и
проявления уважения к памяти героев, участников и жертв войны.
Памятные места и мемориальные объекты на территории края, связанные с
увековечиванием памяти советских людей - жертв фашизма.
Тема 10. «Нельзя отложить заботу о великом и вечном...» Памятные
места края, связанные с выдающимися личностями советской истории
(1917-1991 гг.) (3 ч)
Политическое и социально-экономическое развитие СССР в довоенный и
послевоенный периоды: особенности, успехи и противоречия.
Памятные места и мемориальные объекты на территории края, связанные с
деятельностью выдающихся политических, государственных, общественных
деятелей советской истории (1917-1991 гг.)
Культура СССР в довоенный и послевоенный периоды: особенности,
успехи и противоречия развития.
Памятные места и мемориальные объекты на территории края, связанные с
1

деятельностью выдающихся деятелей советской литературы, архитектуры,
живописи, театра и кино.
Вклад СССР в развитие мировой науки и культуры. Важность
объективного, беспристрастного взгляда на историческое прошлое и настоящее.
Памятные места и мемориальные объекты на территории края, связанные с
деятельностью выдающихся советских ученых, конструкторов и инженеров,
работников образования и здравоохранения.
Тема 11. «Герои никогда не умирают.» Памятные места края,
связанные с именами героев и выдающихся личностей современной России
(1992-2020-е гг.) (2 ч)
Основные социально-гражданские и духовно-нравственные ценности
современной России. Важность противостояния намеренным искажениям и
фальсификации истории в современных условиях.
Созданные в новейший период российской истории мемориальные
объекты в память героев Великой Отечественной войны и их историкокультурное значение: мемориально-музейный комплекс «Парк Победы на
Поклонной горе» (г. Москва); памятник Матросу и Солдату (г. Севастополь);
мемориал «Защитникам неба» (г. Тула) и др.
Памятные места и мемориальные объекты на территории края, связанные с
увековечением памяти воинов - героев и участников военных действий и
освободительных миссий России в 1992-2020-х гг.
Важность
проявления
уважения
к
героизму,
мужеству
и
самоотверженности граждан, независимо от сферы их деятельности.
Государственная практика увековечения памяти и награждения граждан за
выдающиеся достижения в различных сферах общественной жизни.
Памятные места и мемориальные объекты на территории края, связанные с
увековечением памяти выдающихся деятелей политики, науки, культуры
современной России.
Тема 12. «Жив народ, пока жива его историческая память».
Ученическая конференция (3 ч)
Современное состояние и перспективы развития памятных мест моего
края.
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Темы
Основное содержание
1. «Откуда есть Мемориальные (памятные) объекты как один
из способов сохранения исторической памяти
пошла...»
народа. Памятники, ансамбли,
(1 час)
достопримечательные (памятные) места как
основные виды объектов культурного
наследия России: общее и особенное. Связь со
значимыми историческими событиями и
личностями как признак памятного места.
Объекты природного и культурного наследия
России: примеры, признаки, важность их
сохранения.
Портал открытых данных Министерства
культуры Российской Федерации как важный
источник информации о памятных местах
России и края

Основные виды деятельности обучающихся
Объяснять содержание понятий: историческая память;
мемориальные объекты; памятник; ансамбль; памятное
(достопримечательное) место; объект природного
наследия; объект культурного наследия.
Осуществлять поиск, критический анализ и отбор
информации, раскрывающей содержание основных
терминов по теме, содержащей сведения об основных
объектах природного и культурного наследия России.
Приводить примеры, объяснять различие объектов
природного и культурного наследия России.
Давать аргументированную оценку тезису о
необходимости сохранения исторической памяти для
народа и конкретного человека

Электронная археологическая карта России
2. «.История,
как важнейший информационный ресурс для
вооруженная
изучения археологического наследия России и
лопатой» (3 часа)
края.

Объяснять содержание понятий: археология; объект
археологического наследия; памятник истории и
культуры.
Осуществлять поиск, критический анализ и отбор
20

Темы

Основное содержание
Объекты археологического наследия края до I
н. э. (каменный, бронзовый, железный века) и
связанные с ними процессы и события
древнейшей истории

Основные виды деятельности обучающихся
информации, раскрывающей содержание основных
терминов по теме, сообщающей сведения об объектах
археологического наследия России и края.
Приводить примеры известных объектов архитектурного
наследия России и края, раскрывать связь объектов со
Сайты региональных и местных краеведческих
значимыми процессами и событиями истории России на
музеев как важные источники информации для
начальном этапе.
изучения историко-культурного наследия
Систематизировать в цифровом формате в виде таблицы
края. Объекты археологического наследия
или инфографики информацию различных источников об
края I-XVI вв. н. э. и связанные с ними
объектах археологического наследия края.
процессы и события древней и средневековой
Давать аргументированную оценку историкокультурной
истории России
ценности объектов археологического наследия края,
степени их сохранности.
Работа с традиционными и цифровыми
Формулировать и обсуждать предложения по сохранению
информационными ресурсами: специфика
поиска, отбора и использования материалов. (реставрации, реконструкции) и развитию территорий, на
которых расположены объекты археологического
Объекты археологического наследия края
наследия края
XVII-XIX вв. и связанные с ними значимые
процессы и события новой истории России

21

Темы
3. «Кто к нам
с мечом
придет...»
(2 часа)

Основное содержание
Русские земли под постоянной внешней
угрозой с Востока и Запада в XIII-XVII вв.:
причины, основные события, итоги. Наиболее
известные места ратной славы, связанные с
событиями российской истории XIII-XVII вв.
Места ратной славы и мемориальные объекты
на территории края, связанные с борьбой Руси
с внешней агрессией в XIII-XVI вв.
Важность сохранения территории и
«фоновых» пространств (ландшафтов)
памятных мест и достоверной исторической
реконструкции известных событий.
Места ратной славы и мемориальные объекты
на территории края, связанные с борьбой
России против иностранного завоевания и за
укрепление границ государства в XVII в.

Основные виды деятельности обучающихся
Объяснять содержание понятий: рать; места ратной
славы; фоновое пространство; историческая
реконструкция.
Осуществлять поиск, критический анализ и отбор
информации, раскрывающей содержание основных
терминов по теме, содержащей сведения о местах ратной
славы и мемориальных объектах края, связанных с
борьбой Руси/России за независимость и укрепление
своих границ в XIII-XVII вв.
Приводить примеры наиболее известных мест ратной
славы России и края, раскрывать связь памятных мест и
мемориальных объектов края со значимыми процессами
и событиями в истории XIII-XVII вв. Систематизировать
в цифровом формате в виде таблицы или инфографики
информацию различных источников о местах ратной
славы и мемориальных объектах края, связанных с
военной историей Руси/России XIII-XVII вв.
Давать аргументированную оценку историкокультурной
ценности мест ратной славы и мемориальных объектов
края, связанных с военной историей Руси/России XIIIXVII вв.

22

Темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся
Формулировать и обсуждать предложения по сохранению
мемориальных объектов (реставрации, реконструкции) и
развитию территорий мест ратной славы края

4. «Сидя на
Объяснять содержание понятий: раздробленность; единое
Формирование единого культурного
санях, помыслил
централизованное государство; культурное пространство;
пространства как духовная основа сохранения
я...» (3 часа)
историческая личность.
прочных связей русских земель в период
Осуществлять поиск, критический анализ и отбор
раздробленности (XII-XV вв.). Памятные
информации, раскрывающей содержание основных
места и мемориальные объекты на территории
терминов по теме, содержащей сведения о памятных
края, связанные с деятельностью выдающихся
местах и мемориальных объектах края, связанных с
деятелей политики, религии, культуры XII-XV
деятельностью известных исторических личностей XIIвв.
XVII вв.
Приводить примеры наиболее известных памятных мест
Формирование единого централизованного
и мемориальных объектов края, раскрывать их связь со
государства как важнейшая тенденция
значимыми процессами и событиями в истории XII-XVII
цивилизационного развития России в XVIвв.
XVII вв.
Памятные места и мемориальные объекты на Систематизировать в цифровом формате в виде таблицы
территории края, связанные с деятельностью или инфографики информацию различных источников о
памятных местах и мемориальных объектах края,
выдающихся политических и религиозных
связанных с деятельностью известных
деятелей XVI-XVII вв.
23

Темы

Основное содержание
Историческая значимость для России вопроса
колонизации и освоения новых земель в XVIXVII в.
Памятные места и мемориальные объекты на
территории края, связанные с деятельностью
выдающихся землепроходцев, деятелей
искусства и науки XVI-XVII вв.

Основные виды деятельности обучающихся
исторических личностей XII-XVII вв.
Давать аргументированную оценку историкокультурной
ценности памятных мест и мемориальных объектов края,
связанных с деятельностью известных исторических
личностей XII-XVII вв.
Формулировать и обсуждать предложения по сохранению
мемориальных объектов (реставрации, реконструкции) и
развитию территорий памятных мест края, связанных с
жизнедеятельностью известных исторических личностей
XII-XVII вв.

5. «О, ваши дни
Превращение России в империю и
благословенны!
особенности имперской политики. Памятные
Дерзайте...» (4
места и мемориальные объекты на территории
часа)
края, связанные с важнейшими событиями
военной истории России XVIII в.

Объяснять содержание понятий: империя; регулярная
армия; имперская политика; эпоха дворцовых
переворотов; Просвещение.
Осуществлять поиск, критический анализ и отбор
информации, раскрывающей содержание основных
терминов по теме, содержащей сведения о памятных
Роль личности в истории страны: специфика местах и мемориальных объектах края, связанных с
событиями военной истории России и деятельностью
петровского времени и «эпохи дворцовых
известных исторических личностей XVIII в.
переворотов».
Памятные места и мемориальные объекты на Приводить примеры наиболее известных памятных мест
и мемориальных объектов края, раскрывать их
территории края, связанные
24

Темы

Основное содержание
Основные виды деятельности обучающихся
с деятельностью выдающихся политических, связь со значимыми событиями военной истории России,
военных и религиозных деятелей XVIII в.
а также деятельностью известных исторических
личностей XVIII в.
Эпоха Просвещения в России XVIII в.:
специфика воплощения западноевропейских Систематизировать в цифровом формате в виде таблицы
или инфографики информацию различных источников о
идей на российской почве.
Памятные места и мемориальные объекты на памятных местах и мемориальных объектах края,
территории края, связанные с деятельностью связанных со значимыми событиями военной истории
России и жизнедеятельностью известных исторических
выдающихся деятелей искусства и науки
личностей XVIII в. Давать аргументированную оценку
XVIII в.
Превращение России в одну из ведущих сил историкокультурной ценности памятных мест и
мемориальных объектов края, связанных со значимыми
системы международных отношений как
важная тенденция развития страны в XVIII в. событиями военной истории России и деятельностью
Памятные места и мемориальные объекты на известных исторических личностей XII-XVII вв.
территории края, связанные с деятельностью Формулировать и обсуждать предложения по сохранению
мемориальных объектов (реставрации, реконструкции) и
выдающихся первооткрывателей,
развитию территорий памятных мест края, связанных с со
исследователей и освоителей новых земель
значимыми событиями военной истории России и
XVIII в.
деятельностью известных исторических личностей XVIII
в.

25

Темы
6. «Жизнь свою
за други
своя...»
(3 часа)

Основное содержание
Россия в системе внешнеполитических
отношений XIX в.: противоречия, конфликты,
итоги.
Места воинской славы и мемориальные
объекты на территории края, связанные с
важнейшими событиями, героизмом русской
армии и населения во время Отечественной
войны 1812 г. и европейского
освободительного похода 1813-1815 гг.
Места воинской славы и мемориальные
объекты на территории края, связанные с
важнейшими событиями и героизмом русской
армии в военных кампаниях XIX в.: война с
Турцией за независимость Греции; Крымская
война; война с Турцией за независимость
балканских народов
Нарастание глобальных противоречий в
мировой политике в конце XIX - начале XX в.
Роль и место России на международной арене
до начала, во время и после окончания Первой
мировой войны.

Основные виды деятельности обучающихся
Объяснять содержание понятий: Отечественная война;
Крымская война; Первая мировая война; места воинской
славы.
Осуществлять поиск, критический анализ и отбор
информации, раскрывающей содержание основных
терминов по теме, содержащей сведения о местах
воинской славы и мемориальных объектах края,
связанных с событиями военной истории России XIX начала XX в.
Приводить примеры наиболее известных мест воинской
славы и мемориальных объектов края, раскрывать их
связь со значимыми событиями военной истории России
XIX - начала XX в.
Систематизировать в цифровом формате в виде таблицы
или инфографики информацию различных источников о
местах воинской славы и мемориальных объектах края,
связанных со значимыми событиями военной истории
России XIX - начала XX в.
Давать аргументированную оценку историкокультурной
ценности мест воинской славы и мемориальных объектов
края, связанных со значимыми
26

Темы

Основное содержание
Места воинской славы и мемориальные
объекты на территории края, связанные с
событиями и личностями героев фронта и
тыла в годы русско-японской и Первой
мировой войн начала ХХ в.

7. «Мой друг,
Отчизне
посвятим...»
(3 часа)

Основные виды деятельности обучающихся
событиями военной истории России Х1Х - начала ХХ в.
Формулировать и обсуждать предложения по сохранению
мемориальных объектов (реставрации, реконструкции) и
развитию территорий памятных мест края, связанных с со
значимыми событиями военной истории России Х1Х начала ХХ в.

Политическая, экономическая и культурная
Объяснять содержание понятий: модернизация; единое
модернизация России XIX - начала ХХ в.:
мемориальное пространство; мемориальный комплекс.
причины, основные события и результаты.
Осуществлять поиск, критический анализ и отбор
Памятные места и мемориальные объекты на информации, раскрывающей содержание основных
территории края, связанные
терминов по теме, содержащей сведения о памятных
с деятельностью выдающихся политических, местах и мемориальных объектах края, связанных с
военных и религиозных деятелей Х1Х - начала деятельностью известных исторических личностей Х1Х ХХ в.
начала ХХ в.
Приводить примеры наиболее известных памятных мест
Понятие «единое мемориальное пространство»
и мемориальных объектов края, раскрывать их связь с
и его важность для понимания целостности
деятельностью известных исторических личностей Х1Х достопримечательного места, его тесной связи
начала ХХ в.
с биографией и деятельностью исторической
Систематизировать в цифровом формате в виде таблицы
личности.
или инфографики информацию различных
27

Темы

8. «...У ней
особенная
стать.» (3 часа)

Основное содержание
Основные виды деятельности обучающихся
Памятные места и мемориальные объекты на источников о памятных местах и мемориальных объектах
территории края, связанные с деятельностью края, связанных с деятельностью известных
выдающихся деятелей литературы и искусства исторических личностей XIX - начала XX в. Давать
аргументированную оценку историкокультурной
России XIX - начала XX в.
ценности памятных мест и мемориальных объектов края,
связанных с деятельностью известных исторических
Влияние процесса модернизации на развитие
личностей XIX - начала XX в. Формулировать и
научных воззрений на природу и общество.
обсуждать предложения по сохранению мемориальных
Памятные места и мемориальные объекты на
объектов (реставрации, реконструкции) и развитию
территории края, связанные с деятельностью
территорий памятных мест края, связанных с
выдающихся российских ученых,
деятельностью известных исторических личностей XIX первооткрывателей и исследователей новых
начала XX в.
земель XIX - начала XX в.
Культурно-природные ландшафты как
отражение культурного многообразия,
социальной неоднородности, экономической
многоукладности российского общества.
Памятные места России и края - выдающиеся
образцы монастырского ландшафта (XV-XIX
вв.). Православные, буддистские, исламские
природно-

Объяснять содержание понятий: культурно-природный
ландшафт; многоукладность; традиционное общество;
индустриальное общество.
Осуществлять поиск, критический анализ и отбор
информации, раскрывающей содержание основных
терминов по теме, содержащих сведения о памятных
местах края, являющихся образцами монастырского,
поселенческо-промыслового, помещичье-крестьянского
28

Темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся
и промышленного ландшафтов XV - начала XX в.
архитектурные комплексы и связанные с ними
Приводить примеры наиболее известных памятных мест,
значимые исторические процессы/события
являющихся образцами монастырского, поселенческоТрадиционное (аграрное) и индустриальное промыслового, помещичье-крестьянского и
промышленного ландшафтов, раскрывать их связь с
общество: основные признаки и специфика
важнейшими социально-экономическими и культурными
проявления на российской почве.
Памятные места России и края - выдающиеся процессами XV - начала XX в. Систематизировать в
цифровом формате в виде таблицы или инфографики
образцы традиционных поселенческоинформацию различных источников о памятных местах,
промыслового ландшафта (XVI - XIX вв.) и
помещичье-крестьянского ландшафта (XVIII - являющихся образцами монастырского, поселенческопромыслового, помещичье-крестьянского и
начала XX в.)
Индустриализация в России и связанные с ней промышленного ландшафтов.
Давать аргументированную оценку историкокультурной
изменения в культуре и образе жизни
ценности памятных мест, являющихся образцами
населения.
Памятные места России и края - выдающиеся монастырского, поселенческо - промыслового,
помещичье-крестьянского и промышленного
образцы промыслового и промышленного
ландшафтов.
ландшафта протоиндустриальной и
Формулировать и обсуждать предложения по сохранению
индустриальной эпохи (XVIII - первой
мемориальных объектов (реставрации, реконструкции) и
половины XX в.)
развитию территорий памятных мест

29

Темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся
края, являющихся образцами монастырского,
поселенческо-промыслового, помещичье-крестьянского и
промышленного ландшафтов

9. «Никто не
Особенности цивилизационного развития
Объяснять содержание понятий: советская история;
забыт, ничто не России в советский период истории (1917-1991 Вторая мировая война; фашизм; Великая Отечественная
забыто» (4 часа) гг.). Причины Второй мировой и Великой
война; фальсификация истории.
отечественной войны.
Осуществлять поиск, критический анализ и отбор
Места воинской славы и мемориальные
информации, раскрывающей содержание основных
объекты на территории края, связанные с
терминов по теме, содержащих сведения о памятных
военными событиями и боевым героизмом в местах и мемориальных объектах края, связанных с
годы Великой Отечественной войны (1941— военными событиями и увековечиванием памяти героев
1945 гг.)
фронта, тыла и жертв фашизма в годы Великой
Вклад СССР в разгром фашистской Г ермании. Отечественной войны.
Приводить примеры наиболее известных памятных мест
Важность недопущения намеренного
искажения и фальсификации истории Второй и мемориальных объектов края, раскрывать их связь с
ключевыми событиями Великой Отечественной и Второй
мировой войны.
Памятные места и мемориальные объекты на мировой войны.
Систематизировать в цифровом формате в виде таблицы
территории края, связанные с
увековечиванием памяти выдающихся
или инфографики информацию различных источников о
государственных деятелей, военачальников и памятных местах и мемориальных объектах края,
воинов - героев Великой Отечественной войны связанных с ключевыми событиями Великой
Отечественной войны, воинским и трудовым
30

Темы

10. «Нельзя

Основное содержание
Вопрос о личном и коллективном вкладе в
победу над врагом. Важность недопущения
односторонности в оценках исторических
событий и процессов. Памятные места и
мемориальные объекты на территории края,
связанные с увековечиванием героизма
тружеников тыла в годы Великой
Отечественной войны

Основные виды деятельности обучающихся
героизмом советского народа.
Давать аргументированную оценку историкокультурной
ценности памятных мест и мемориальных объектов края,
связанных с ключевыми событиями Великой
Отечественной войны, воинским и трудовым героизмом
советского народа.
Объяснять необходимость борьбы с намеренными
искажениями и фальсификацией истории Великой
Отечественной и Второй мировой войны.
Итоги Великой Отечественной войны и
историческая цена победы советского народа Формулировать и обсуждать предложения по сохранению
мемориальных объектов (реставрации, реконструкции) и
над фашизмом. Важность сохранения
развитию территорий памятных мест края, связанных с
памятных мест и проявления уважения к
ключевыми событиями Великой Отечественной,
памяти героев, участников и жертв войны.
Памятные места и мемориальные объекты на воинским и трудовым героизмом советского народа
территории края, связанные с
увековечиванием памяти советских людей жертв фашизма

Политическое и социально-экономическое
отложить заботу развитие СССР в довоенный и послевоенный
периоды: особенности, успехи и
противоречия.

Объяснять содержание понятий: СССР; социальноэкономическое развитие; политика; культура.
Осуществлять поиск, критический анализ и отбор
информации, раскрывающей содержание основных
31

Темы
о великом и
вечном...»
(3 часа)

Основное содержание
Основные виды деятельности обучающихся
Памятные места и мемориальные объекты
терминов по теме, содержащих сведения о памятных
на территории края, связанные
местах и мемориальных объектах края, связанных с
с деятельностью выдающихся политических,
деятельностью известных исторических личностей 1917государственных, общественных деятелей
1991 гг.
советской истории (1917-1991 гг.)
Приводить примеры наиболее известных памятных мест
Культура СССР в довоенный и послевоенный
и мемориальных объектов края, раскрывать их связь с
периоды: особенности, успехи и противоречия
важнейшими событиями советского периода истории.
развития. Памятные места и мемориальные
Систематизировать в цифровом формате в виде таблицы
объекты на территории края, связанные с
или инфографики информацию различных источников о
деятельностью выдающихся деятелей
памятных местах и мемориальных объектах края,
советской литературы, архитектуры,
связанных деятельностью известных исторических
живописи, театра и кино
личностей советского периода истории. Давать
Вклад СССР в развитие мировой науки и
аргументированную оценку историкокультурной
культуры. Важность объективного,
ценности памятных мест и мемориальных объектов края,
беспристрастного взгляда на историческое
связанных с деятельностью известных исторических
прошлое и настоящее.
личностей советского периода истории. Формулировать и
Памятные места и мемориальные объекты на
обсуждать предложения по сохранению мемориальных
территории края, связанные с деятельностью
объектов (реставрации, реконструкции) и развитию
выдающихся советских ученых,
территорий памятных мест края, связанных с
конструкторов и инженеров, работников
деятельностью известных исторических личностей
образования и здравоохранения
советского периода истории
32

Темы
11. «Г ерои
никогда не
умирают...» (2
часа)

Основное содержание
Основные социально-гражданские и духовнонравственные ценности современной России.
Важность противостояния намеренным
искажениям и фальсификации истории в
современных условиях.
Мемориальные объекты, созданные в 19922020-х гг. в память о героях Великой
Отечественной войны.
Памятные места и мемориальные объекты на
территории края, связанные с увековечением
памяти воинов - героев и участников военных
действий и освободительных миссий России в
1992-2020-х гг.

Основные виды деятельности обучающихся
Объяснять содержание понятий: героизм; ценности;
новейший период российской истории; общественная
жизнь.
Осуществлять поиск, критический анализ и отбор
информации, раскрывающей содержание основных
терминов по теме, содержащей сведения о памятных
местах и мемориальных объектах края, построенных в
1992-2020-х гг. и посвященных знаковым событиям и
личностям современной истории России.
Приводить примеры наиболее известных памятных мест
и мемориальных объектов края, раскрывать их связь с
важнейшими событиями современной истории России.
Систематизировать в цифровом формате в виде таблицы
или инфографики информацию различных источников о
памятных местах и мемориальных объектах края,
Важность проявления уважения к героизму, связанных со знаковыми событиями и личностями
современной истории России.
мужеству и самоотверженности граждан
Давать аргументированную оценку историкокультурной
независимо от сферы их деятельности. Г
осударственная практика увековечения памяти ценности памятных мест и мемориальных объектов края,
связанных со знаковыми событиями и личностями
и награждения граждан за выдающиеся
современной истории России.
достижения в различных сферах
общественной жизни.
33

Темы

Основное содержание
Памятные места и мемориальные объекты
на территории края, связанные с
увековечением памяти выдающихся
деятелей политики, науки, культуры
современной России

12. «Жив

Проблематика ученической конференции:

народ, пока
жива его

современное состояние и перспективы
развития памятных мест моего края

историческая
память»
(3 часа)

Основные виды деятельности обучающихся
Объяснять особую актуальность борьбы с намеренными
искажениями и фальсификацией истории в
современных условиях.
Формулировать и обсуждать предложения по
сохранению мемориальных объектов (реставрации,
реконструкции) и развитию территорий памятных мест
края, связанных со знаковыми событиями и личностями
современной истории России
Презентация и обсуждение индивидуальных учебных
исследований или проектов, подготовленных в рамках
тематики программы внеурочной деятельности
«Мой край»

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».