1 класс РП Орлята России

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Управление образования Алтайский район
МБОУ «Кайбальская СШ»

РАССМОТРЕНО
Заместитель директора
по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Жадан И.В.
Приказ №117
от «28» августа 2023 г.

________________________
Кудрявцева Н.И.
Приказ №117
от «28» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Умники и умницы»
для обучающихся 1 класса

Составитель: учитель нач.классов
Ленец Е.Л.

д. Кайбалы, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Внедрение программы «Орлята России» в практику общеобразовательных школ
Российской Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной
политики в сфере образования – сохранение и развитие единого образовательного
пространства России.
Рабочая программа по учебному курсу «Орлята России» в начальной школе для
1класса составлена на основании федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, с учетом учебно-методическим комплексом
Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята
России», разработанным ФГБОУ Всероссийским детским центром «Орленок»
(авторысоставители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю.,
Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В.,
Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. – Краснодар: Изд-во Новация, 2022г.) и с учетом
программы воспитания и основываются на российских базовых национальных ценностях.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- формирование у ребёнка младшего школьного возраста социально-ценностных
знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе
российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями,
воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству.
Задачи изучения курса внеурочной деятельности «Орлята России»:
1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине,
общности граждан нашей страны, России.
2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа,
семейным ценностям с учётом национальной, религиозной принадлежности.
3. Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
4. Развивать творческие способности и эстетический вкус.
5. Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к
физической культуре.
6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в
безвозмездной деятельности ради других людей.
7. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к
окружающему миру.
8. Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и
исследовательскую деятельность

Воспитательный потенциал КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
реализуется через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей,
которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;

- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией
и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход,
позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально
– коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной
активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в
названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орлёнок России».
Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления творческой
энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования активной
позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей
психологического развития младшего школьника и условия для формирования
самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных
четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где даётся возможность
вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт,
проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в
своей жизни.
Курс внеурочной деятельности представляет комплекс занятий по 7-ми трекам.
1. Трек «Орлёнок – Эрудит»
Ценности, значимые качества трека: познание.
Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается
наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п.
– в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что
необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот
период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе.
2. Трек «Орлёнок – Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание
В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в
разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека
«Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека
дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека
определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела.
3. Трек «Орлёнок – Доброволец»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота.
Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной
период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и

поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в
рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться
к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.
4. Трек «Орлёнок – Спортсмен»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни.
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную
активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая
физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Дополнительные
физкультурно-оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить
заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
5. Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина.
Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках
трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного
отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть
для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного
края.
Основная смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи.
Мы (класс) – хранители своих достижений.
Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.
6. Трек «Орлёнок – Эколог»
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина.
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить
мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность
использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с
посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.
7. Трек «Орлёнок – Лидер»
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда.
В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что
является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень
сплочённости классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения
и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОРЛЯТА РОССИИ»
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания
учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в
соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в
Примерной рабочей программе воспитания и основываются на российских базовых
национальных ценностях.
По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года» младший
школьник: - понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает
сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского
государства; осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России;
понимает значение государственных символов; уважает духовно- нравственную культуру
своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка,
русского языка; сознаёт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста; ориентирован на
физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом;
сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы,
зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду); применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных
видах
внеурочной
деятельности
(принимает
участие
в
жизни
класса,
общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой
деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к
самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет
основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту,
природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных
видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и
бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно
живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний); демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к
государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и
защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет
сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения,
причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно
относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и
безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде,
проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует
бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности
экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность
и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении
интерес и уважение к научным знаниям, науке).

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и
саморазвитии.
2. Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать
свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и
творческого мышления.
3. Формирование коммуникативных навыков (выполнение различных ролей в группе –
лидера, исполнителя, критика)

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
2. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане.
3. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
4. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
5. Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема

Кол-во Дата
часов
факт.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Вводный «Орлятский урок»
Играй, узнавай, найди в классе друзей
Мы будем друзьями в классе
Волшебные слова дружбы
Правила настоящих друзей
Школа, наш дом
Кто такой эрудит?

1
1
1
1
1
1
1

07.09
14.09
21.09
28.09
05.10
12.10
19.10

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Эрудит – это …
Всезнайка
Встреча с интересным эрудитом - книгой
Подведем итоги
Мастер – это…
Мастерская Деда Мороза
Класс мастеров
Классная елка. Подводим итоги
«От слова к делу»
Спешить на помощь безвозмездно
Доброволец – это доброе сердце.
Подведем итоги
Утро мы начнем с зарядки
Сто затей для всех друзей
Спортивная игра
«Веселые старты».
Итоги трека
Орленок – хранитель исторической
памяти
Истрия школы – моя история
Поход в музей. Историческое чаепитие
ЭКОЛОГиЯ. Каким должен
быть
настоящий эколог
В гости к природе
Мы друзья природе
Орлята-экологи. Подведем итоги
Лидер – это …Я хочу быть лидером
С командой действую
Как становятся лидерами?
Мы – дружный класс. Подведение итогов
участия в программе в текущем учебном
году

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

26.10
13.11
20.11
27.11
04.12
11.12
18.12
25.12
15.01
22.01
29.01

1
1
1

05.02
12.02
26.02

1

04.03

1
1
1

11.03
18.03
01.04

1
1
1
1
1
1
1

08.04
15.04
22.04
29.04
06.05
13.05
20.05

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

Дата
план


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».